Подвинься, BMW X5 M: экстремальные кроссоверы и внедорожники из США
Безумно мощные SUV с самого верха пищевой цепочки, которые завтракают спорткарамиGMC Typhoon
Перед тем, как рассказать вам о современных американских супер-SUV давайте ненадолго вернёмся в прошлое и вспомним отцов-основателей породы. В начале девяностых, задолго до появления BMW X5 и других скороходов бренд GMC из империи General Motors, представил Typhoon. Суть объевшийся озверина и анаболиков небольшой рамный внедорожник Jimmy. Сумасшедший и яростный.
«Тайфун» отличался от исходного SUV как мастер спорта по пауэрлифтингу от впервые попавшего в зал новичка. Боевую начинку, наводившую ужас на тогдашние спорткары и маслкары, «Тайфун» унаследовал у пикапа Syclone. Нижневальный двигатель V6 объёмом 4,3 литра снабжён турбокомпрессором Mitsubishi (давление до 0,96 бар), интеркулером Garrett, другим впуском, поршнями и прокладками головок блока цилиндров, а также более производительной топливной системой и увеличенной дроссельной заслонкой от 5,7-литровой «восьмёрки». Получилось круто: для той эпохи 284 л.с. и 475 Нм были серьёзной заявкой на победу.
Всякие Camaro/Firebird являлись кормом для Typhoon, хотя в число жертв заодно входили более мощные и быстрые автомобили. Дело в том, что внедорожник не имел проблем с реализацией своего потенциала на старте. Пока заднеприводное купе шлифовало асфальт, SUV с четырёхступенчатым «автоматом», системой постоянного полного привода (крутящий момент делится в пропорции 35/65 между передней и задней осью) и задним самоблокирующимся дифференциалом уносился к горизонту. Согласно тестам журнала Car and Driver, GMC набирает 97 км/ч (60 миль/ч) за 5,3 секунды и проходит ¼ мили за 14,1 секунды. А ещё управляется заметно лучше исходного Jimmy благодаря спортивной подвеске с системой удержания постоянного дорожного просвета у задней оси вне зависимости от степени загрузки. С 1992 по 1993 год построено 4697 экземпляров.
Saleen XP8
Typhoon сложно назвать широко известной моделью, хотя в сравнении с рассвирепевшим Ford Explorer он, можно сказать, публичная личность и голливудская звезда. Творение специализирующегося на фордовской продукции ателье Saleen пребывает в забвении по объективной причине: оно чрезвычайно редкое. Сами американцы говорят, что таких около 120 штук.
Элегантный, добавляющий щепотку перца в облик стокового «Эксплорера» аэродинамический обвес – не единственный и не главный апгрейд. За основу компания Стива Салина взяла модификацию с 5,0-литровым V8. Механический нагнетатель повысил отдачу до 286 л.с. и 451 Нм, хотя желающим предлагалсся и заводской вариант. XP8 можно было заказать как в задне-, так и в полноприводном исполнении.
Jeep Grand Cherokee SRT Trackhawk
Современный «Гранд Чероки» пока что не имеет полноценной спортивной версии. И не надо! Экстремальный Trackhawk с самой вершины линейки прошлого поколения навсегда останется в сердцах любителей могучих американских машин. В ходе беспрецедентной гонки вооружений 482-сильный Grand Cherokee SRT выглядел слегка несерьёзно. Не желавшая проигрывать немцам фирма пошла ва-банк: создала один из мощнейших SUV в истории с 717-сильный компрессорный V8 объёмом 6,2 литра от маслкаров Dodge Challenger SRT Hellcat и Charger SRT Hellcat.
Trackhawk, как и лимитированный дрэговый Challenger SRT Demon, имеет функцию Torque Reserve для максимально эффективного прыжка с места. При активированном лонч-контроле она блокирует подачу топлива в отдельные цилиндры и тем самым позволяет поднять обороты, а нагнетатель выходит на больший наддув. Под экстремальные параметры усилен восьмиступенчатый «автомат», установлен задний самоблокирующийся дифференциал и тормоза Brembo с передними дисками диаметром 400 мм и шестипоршневыми суппортами.
Замеры Car and Driver показали: Trackhawk выстреливает до 97 км/ч за 3,5 секунды, но квотер проходит за 12 секунд, на 0,4 секунды медленнее обещанного компанией результата.
Напомним, что «Трэкхок» — не единственный быстрый Grand Cherokee. В конце девяностых немало шума наделал внедорожник первого поколения (ZJ) с 249-сильной «восьмёркой» объёмом 5,9 литра. Поистине легендой стал SRT-8 (WK), чей 6,1-литровый мотор мощностью 426 л.с. имеет колоссальный потенциал для тюнинга.
Dodge Durango SRT Hellcat
Сильнейший американский кроссовер из ныне выпускаемых — своеобразное сочетание. Древняя платформа и впечатляющий стаж на конвейере — подумать только! — с 2010 года вкупе с конструктивно простым компрессорным V8 (720 л.с. и 875 Нм) от прочих Hellcat.
Грубоватая комбинация продемонстрировала высокую эффективность и харизму. Команда испытателей Car and Driver выяснила, что на ¼ мили безумный Durango идентичен Jeep Grand Cherokee SRT Trackhawk, а в спринте уступает ему 0,1 секунды. Кстати, премьера суперкара в шкуре большого паркетника летом 2020 года совпала с рестайлингом, так что у него тоже обновлённый салон и гораздо более шустрая мультимедийная система Uconnect 5 с 10,1-дюймовым монитором.