Европротокол: что нужно знать об оформлении ДТП без ГАИ
Тот случай, когда в вопросе лучше разобраться заранееВ марте 2009 года в России ввели европротокол – упрощённое оформление ДТП самими участниками. В те годы мы очень хотели походить на «цветущий сад» и активно заимствовали самые разные практики из развитых стран. Зачастую – без какой-либо адаптации к реальным условиям на многострадальной российской дороге. Заручившись идеологией, что так можно и так намного проще, российским водителям отдали на откуп оформление автомобильных аварий. Далее – дословно по Шарику: жизнь, полная лишений и «выгоняний».
Из всех информационных экранов и прочих «утюгов» уже 15 лет несётся: столкнулись – не беда, оформляйте по европротоколу и разъезжайтесь. Мол, не создавайте затор. Однако, далеко не все водители знают, что оформление по тому самому протоколу обязывает соблюсти великое множество правил и требований, которые не каждому и под силу. Да и не каждая авария может быть оформлена таким образом! Оформление по европротоколу актуально только в случае, если среди участников ДТП – взаимопонимание: виновник признаёт свою отвественность.
Если сомнения или склоки – никакого европротокола быть не может, нужно вызывать ДПС, которые будут отнекиваться и настоятельно рекомендовать заполнить бумагу самим, но в случае разлада между участниками – надо настоять на приезде полицейского. Кстати, европротокол так же не возможен, если:
- участников аварии более двух
- есть пострадавшие
- повреждены элементы дорожного устройства: столбы, заборы, знаки и тд
Так же нам не рассказывают о еще одной интимной подробности: оформление того самого извещения, что выдают бесплатно при оформлении полиса ОСАГО, гарантирует выплату в размере не более 100 000 рублей. По современным меркам – это царапина и один разбитый фонарь, например. На фару уже не хватит.
Громкие заявления про 400 000 рублей опускают самый неловкий момент: для четырехкратного увеличения выплатного лимита необходимо оформить ДТП через портал «Госуслуг», где у каждого из участников должна быть верифицированная страничка. Практика показывает, что такое совпадение – в одном месте да два человека – чистой воды утопия. Более того, для «дистанционного» оформления ни в коем случае нельзя разъезжаться или отъезжать с места аварии – геометка должна быть точной. Но об этом нам, водителям, рассказать позабыли.
Отдельная «повесть временных лет» - полис ОСАГО. Не секрет, что у многих водителей он поддельный: сегодня этот документ представляет собой просто белый лист формата А4, на котором распечатана «маска» с данными. ОСАГО – давно не бланк строгой отчетности. Сделать такую дома – не большого ума дело. Но как водитель может проверить полис другого участника? Да, такая возможность есть на портале РСА, но информации там немного: действующий или не действующий. Кто внесен, признан ли страховщик банкротом, действует ли у страховщика лицензия ОСАГО – не известно. Но если вышеперечисленные не имеют места быть, причем в тандеме – в выплате откажут. Если в разговоре всплывает аббревиатура «КАСКО» - нужно вызывать полицию, причем громко говорить именно в такой последовательности: авария, КАСКО. При оформлении по полису добровольного страхования, даже если регресс выставляется на страховую компанию виновника ДТП, европротокол не актуален – иной список документов.
Кстати, о списках документов. Для оформления страховой выплаты по ДТП необходимо предоставить:
- оригинал или заверенная копия протокола об административном правонарушении, заполненного сотрудником ГАИ
- марка и модель ТС, государственные регистрационные знаки или VIN-номер
- ФИО водителя и его водительское удостоверение
- номер полиса ОСАГО и название страховой компании каждого из участников ДТП
- Регистрационные документы на автомобиль – СТС или ПТС
- Водительское удостоверение лица, находившегося за рулем в момент ДТП
- Паспорт водителя
Некоторое изумление в данном перечне, взятом с сайта одной из крупнейших отечественных страховых компаний, вызывает разом несколько строк. Вспоминая про европротокол, напомним: заполняя его, всю ответственность автоматически берём на себя. Каждая ошибка в одной цифре, каждая опечатка в одной букве зачастую непроизносимого имени – на нас. Стоит оно того или честно возложить эту обязанность на профессионала?
Пару слов о самом европротоколе: теоретически, его можно взять в любом офисе любой страховой компании. Товарный знак значения не имеет – все равно в офисе своей страховой попросят все переписать. Также его можно просто распечатать – в интернете полно бланков, подойдет любой. Нужен конкретный – скачайте на сайте или попросите у своего страхового агента. Пришлёт. Разглядывая классический, официальный, если хотите вариант, нужно упомянуть лишь один важный аспект: каждая страница – двусторонняя, а каждую строчку необходимо заполнить разборчиво. Остальные тонкости – на картинке выше.
Самое сладкое, как водится, напоследок: «Закон об ОСАГО обязывает каждого участника ДТП в течение пяти календарных дней отправить свой экземпляр извещения о ДТП своему страховщику. Если эта норма не будет соблюдена, а также если виновник ДТП не предоставил транспортное средство на осмотр страховщику или приступил к его ремонту до осмотра страховщиком и согласования с ним, на что отводится 15 дней с момента ДТП, то страховщик имеет право предъявить виновнику ДТП регрессивные требования по возмещению вреда».
Проще говоря, будет выставлен счёт, если просто уехать с места аварии и забыть о случившемся, как о дурном сне. Хочется задать всего один вопрос: стоит ли в таких обстоятельствах оформлять европротокол?