Илон Маск отреагировал на обновление Jaguar
В Татарстане могут открыть завод FAW
Самые популярные цвета машин этого года
Что должно лежать в багажнике каждой машины зимой
«Соль» на дорогах очень вредна
Госдума приняла важный для автовладельцев закон
Разрешённая скорость для СИМ не должна превышать 8 км/ч
Япония нарастила экспорт автомобилей в Россию
Шесть советов по выбору идеального автоподборщика
«Москвич» возвращается на Кубу
Утопленники
В России выпустят подушки безопасности
De Tomaso создал уникальный рычаг КПП
Цены на такси ставят новые рекорды
Стоимость обновлённой Lada Vesta
Найден способ искоренить вредные привычки за рулём
Toyota запатентовала «отслаивающуюся краску»
Опубликовано 23 июня 2024, 11:04
4 мин.

Европротокол: что нужно знать об оформлении ДТП без ГАИ

Тот случай, когда в вопросе лучше разобраться заранее
Quto: как правильно оформить европротокол. В России прямо сейчас насчитывается около 54 000 000 автомобилей. Львиная доля каждый день выезжает на дороги общего пользования, так что вероятность попасть в ДТП почти никак не зависит от навыков и соблюдения ПДД конкретным водителем: шанс «получить» от зазевавшегося, усталого или просто рассеянного соседа по потоку достаточно высок. Каждый автомобиль в России согласно закону должен иметь полис Обязательного страхования автогражданской ответственности – ОСАГО. Следовательно, столкновение нужно оформить, а после обратиться в свою страховую компанию за возмещением убытков. Теоретически – всё ровно, но на этой «карте» есть «овраги». И первый из них называется «европротокол».
Adobe Fotostock

В марте 2009 года в России ввели европротокол – упрощённое оформление ДТП самими участниками. В те годы мы очень хотели походить на «цветущий сад» и активно заимствовали самые разные практики из развитых стран. Зачастую – без какой-либо адаптации к реальным условиям на многострадальной российской дороге. Заручившись идеологией, что так можно и так намного проще, российским водителям отдали на откуп оформление автомобильных аварий. Далее – дословно по Шарику: жизнь, полная лишений и «выгоняний».

Европротокол: что нужно знать об оформлении ДТП без ГАИ

© Adobe Fotostock

Из всех информационных экранов и прочих «утюгов» уже 15 лет несётся: столкнулись – не беда, оформляйте по европротоколу и разъезжайтесь. Мол, не создавайте затор. Однако, далеко не все водители знают, что оформление по тому самому протоколу обязывает соблюсти великое множество правил и требований, которые не каждому и под силу. Да и не каждая авария может быть оформлена таким образом! Оформление по европротоколу актуально только в случае, если среди участников ДТП – взаимопонимание: виновник признаёт свою отвественность.

Если сомнения или склоки – никакого европротокола быть не может, нужно вызывать ДПС, которые будут отнекиваться и настоятельно рекомендовать заполнить бумагу самим, но в случае разлада между участниками – надо настоять на приезде полицейского. Кстати, европротокол так же не возможен, если:

  • участников аварии более двух
  • есть пострадавшие
  • повреждены элементы дорожного устройства: столбы, заборы, знаки и тд
Европротокол: что нужно знать об оформлении ДТП без ГАИ

© Adobe Fotostock

Так же нам не рассказывают о еще одной интимной подробности: оформление того самого извещения, что выдают бесплатно при оформлении полиса ОСАГО, гарантирует выплату в размере не более 100 000 рублей. По современным меркам – это царапина и один разбитый фонарь, например. На фару уже не хватит.

Громкие заявления про 400 000 рублей опускают самый неловкий момент: для четырехкратного увеличения выплатного лимита необходимо оформить ДТП через портал «Госуслуг», где у каждого из участников должна быть верифицированная страничка. Практика показывает, что такое совпадение – в одном месте да два человека – чистой воды утопия. Более того, для «дистанционного» оформления ни в коем случае нельзя разъезжаться или отъезжать с места аварии – геометка должна быть точной. Но об этом нам, водителям, рассказать позабыли.

Европротокол: что нужно знать об оформлении ДТП без ГАИ

© Григорий Сысоев / РИА Новости

Отдельная «повесть временных лет» - полис ОСАГО. Не секрет, что у многих водителей он поддельный: сегодня этот документ представляет собой просто белый лист формата А4, на котором распечатана «маска» с данными. ОСАГО – давно не бланк строгой отчетности. Сделать такую дома – не большого ума дело. Но как водитель может проверить полис другого участника? Да, такая возможность есть на портале РСА, но информации там немного: действующий или не действующий. Кто внесен, признан ли страховщик банкротом, действует ли у страховщика лицензия ОСАГО – не известно. Но если вышеперечисленные не имеют места быть, причем в тандеме – в выплате откажут. Если в разговоре всплывает аббревиатура «КАСКО» - нужно вызывать полицию, причем громко говорить именно в такой последовательности: авария, КАСКО. При оформлении по полису добровольного страхования, даже если регресс выставляется на страховую компанию виновника ДТП, европротокол не актуален – иной список документов.

Кстати, о списках документов. Для оформления страховой выплаты по ДТП необходимо предоставить:

  • оригинал или заверенная копия протокола об административном правонарушении, заполненного сотрудником ГАИ
  • марка и модель ТС, государственные регистрационные знаки или VIN-номер
  • ФИО водителя и его водительское удостоверение
  • номер полиса ОСАГО и название страховой компании каждого из участников ДТП
  • Регистрационные документы на автомобиль – СТС или ПТС
  • Водительское удостоверение лица, находившегося за рулем в момент ДТП
  • Паспорт водителя
Европротокол: что нужно знать об оформлении ДТП без ГАИ

© РЕСО-Гарантия

Некоторое изумление в данном перечне, взятом с сайта одной из крупнейших отечественных страховых компаний, вызывает разом несколько строк. Вспоминая про европротокол, напомним: заполняя его, всю ответственность автоматически берём на себя. Каждая ошибка в одной цифре, каждая опечатка в одной букве зачастую непроизносимого имени – на нас. Стоит оно того или честно возложить эту обязанность на профессионала?

Пару слов о самом европротоколе: теоретически, его можно взять в любом офисе любой страховой компании. Товарный знак значения не имеет – все равно в офисе своей страховой попросят все переписать. Также его можно просто распечатать – в интернете полно бланков, подойдет любой. Нужен конкретный – скачайте на сайте или попросите у своего страхового агента. Пришлёт. Разглядывая классический, официальный, если хотите вариант, нужно упомянуть лишь один важный аспект: каждая страница – двусторонняя, а каждую строчку необходимо заполнить разборчиво. Остальные тонкости – на картинке выше.

Европротокол: что нужно знать об оформлении ДТП без ГАИ

© Freepik

Самое сладкое, как водится, напоследок: «Закон об ОСАГО обязывает каждого участника ДТП в течение пяти календарных дней отправить свой экземпляр извещения о ДТП своему страховщику. Если эта норма не будет соблюдена, а также если виновник ДТП не предоставил транспортное средство на осмотр страховщику или приступил к его ремонту до осмотра страховщиком и согласования с ним, на что отводится 15 дней с момента ДТП, то страховщик имеет право предъявить виновнику ДТП регрессивные требования по возмещению вреда».

Проще говоря, будет выставлен счёт, если просто уехать с места аварии и забыть о случившемся, как о дурном сне. Хочется задать всего один вопрос: стоит ли в таких обстоятельствах оформлять европротокол?

[]