Известная австрийская компания производит мотоциклы с 1954 года. Живописная окружающая действительность наложила своеобразный отпечаток на продукцию KTM - их мотоциклы предназначены для езды там, где не только нет асфальта, но и человек-то пройдет с трудом. Есть, конечно, и несколько дорожных моделей, но они погоды не делают...
Яркий оранжевый цвет, уникальный хищный дизайн а-ля трансформер-насекомое и спортивная агрессия — таковы австрийские мотоциклы KTM, занимающие в мире двухколесной технике особую нишу. Их любят и ненавидят, поклоняются им без оглядки на другие бренды и на дух не выносят. Равнодушных к KTM нет и быть не может в силу характера, стилистики и специфики этой техники.
История компании началась в 1934 году, когда австрийский инженер Йохан Трункенпольц открыл в Маттигхофене авторемонтную мастерскую Kraftfahrzeug Trunkenpolz Mattighofen, от аббревиатуры которой и произошло название всемирно известного мотопроизводителя. После Второй мировой войны спрос на услуги Трункепольца заметно снизился, что и подтолкнуло к разработке мотоциклов. Прототип первой модели с индексом R100 построили в 1951 году и запустили производство в 1953 году. Тогда же крупным акционером KTM стал бизнесмен Эрнст Кронрайф, в связи с чем название изменилось на Kronreif & Trunkenpolz Mattighofen. В 1989 году скончался сын основателя компании Эрих Трункепольц, стоявший у руля последние десятилетия. Инвестиционная компания GIT Trust Holding, контролируемая австрийским политиком Йозефом Траузом приобрела 51% акций бренда, который к тому времени сменил название на KTM Motor-Fahrzeugbau KG, но успеха это не принесло. В 1992 году компания была разделена на четыре подразделения - KTM Sportmotorcycle GmbH (мотоциклы), KTM Fahrrad GmbH (велосипеды), KTM Kühler GmbH (радиаторы) and KTM Werkzeugbau GmbH (инструментарий).
В 1995 году KTM приобрела шведску марку Husaberg AB. В настоящее время 47,99% компании принадлежит индийскому Bajaj Auto Limited International Holdings B.V., а 51,7% акций владеет Pierer Mobility AG.
В среде мотоциклистов бытует мнение, что продукция KTM, продвигаемая под лозунгом Ready to Race («К гонке готовы»), не слишком подходит для новичков ввиду достаточно резкого и агрессивного характера. Отчасти это так, хотя «оранжевые» вооружены ассортиментом электронных систем активной безопасности. Тем не менее, новички часто выбирают именно KTM, ведь в гамме есть малокубатурные легкие байки Duke (125, 200, 250 и 390) с веселым характером. Продвинутым райдерам адресован 790 Duke, 890 Duke R и 1290 Duke R/1290 Duke GT с двухцилиндровыми двигателями мощностью до 180 л.с.. Компания неспроста величает модель 790 «скальпелем» (The Scalpel), 890 именует «супер-скальпелем» (The Super Scalpel), а 1290 — «зверем» (The Beast). Серьезные агрессивные машины!
KTM традиционно делает ставку на внедорожную технику — палитра кроссовых моделей и эндуро с двух- и четырехтактными двигателями внутреннего сгорания и электрическими силовыми установками очень широка. Есть также супермотард 690 SMC R, который имеет весьма недвусмысленное прозвище Street Slayer («уличный убийца»), намекающее на буйный нрав, и родственный 690 Enduro R.
Отдельного внимания заслуживает впечатляющая по своему размаху гамма туристических эндуро — именно эти мотоциклы пользуются особым почетом в среде российских мотопутешественников. Открывает ее младший 390 Adventure на основе 390 Duke, конкурирующими с такими популярными моделями, как BMW G310GS и Kawasaki Versys 300. Для серьезного бездорожья этот «малыш» с литыми, а не спицованными колесами не слишком подходит. Для вылазок гораздо лучше подойдет 790 Adventure и более экстремальный 790 Adventure R, у которой и ход подвесок больше, и дорожный просвет выше. Пределом мечтаний многих «кочевников» являются большие туристические эндуро KTM 1290 Super Adventure S с полуактивной подвеской и 1290 Super Adventure R с пассивной подвеской, характеристики которой меняются вручную.
Интересно, что спортбайки у KTM тоже есть. С 2008 по 2015 год австрийцы выпускали диковатый 1190 RC8 с двигателем V-твин объемом 1195 куб. см мощностью 151-173 л.с. в зависимости от итерации. В настоящее время гамма спортивных дорожных моделей включает в себя маленькие RC 125, RC 200 и RC390.