Европа в замешательстве: парковки становятся тесными
За несколько лет средний показатель роста автомобильных габаритов увеличился на 5 сантиметровМашины незаметно, но уверенно прибавляют в габаритах и массе. И там, где раньше спокойно стоял хэтчбек, теперь с трудом втискивается современный кроссовер. По последним данным, средняя ширина новой машины в Европе достигла 1 870 миллиметров, что на 50 миллиметров больше, чем в 2018 году. Вес тоже значительно вырос — более чем на 200 килограммов за несколько лет. И это без учёта тяжёлых аккумуляторов электромобилей, которые добавляют ещё веса.
Париж уже ввёл тройную плату за парковку для самых тяжелых автомобилей и утверждает, что это сократило их число на улицах на две трети. Кардифф в Уэльсе последовал этому примеру, подняв цены на разрешения для всех машин тяжелее 2 400 килограммов.
Многие популярные модели теперь шире стандартного парковочного места в 1 800 миллиметров. Водителям приходится буквально втискиваться в отведённые белые линии, а городским властям — тратить миллионы на переразметку и расширение мест.
Со стороны водителей звучат свои аргументы. Покупатели больших машин, особенно семьи, говорят не о статусе, а о практичности — им нужно больше места для детей, багажа и покупок. Высокая посадка даёт лучший обзор, а просторный салон просто удобнее в повседневной жизни, которая стала динамичнее, чем у предыдущих поколений.
Производителям также выгодно делать машины больше, так как это позволяет повысить их класс и цену. Правила безопасности вносят свой вклад — усиленные каркасы и системы пассивной защиты неизбежно добавляют веса.
Однако у роста есть и обратная сторона. Исследования, например из Бельгии, показывают, что повышение высоты капота на 100 миллиметров может увеличить риск гибели пешехода или велосипедиста при наезде на 27%. Экологи добавляют, что большая масса означает больший расход энергии — бензина или электричества. Тяжёлые электромобили, хотя и не производят выхлопа, сильнее изнашивают шины, выделяя в воздух микрочастицы.
Власти ищут способы повлиять на выбор покупателей через налоги и пошлины. Надежду подают компактные новинки, например, электрические Renault 5 и Hyundai Inster, доказывая, что маленький автомобиль может быть современным. Но страсть потребителей к большим внедорожникам не угасает. Эксперты полагают, что они будут становиться только крупнее, в то время как улицы и парковочные места останутся прежними. И пока решения этого дисбаланса нет.
