Правила жизни в кемпере: сколько воды, газа и электричества нужно
Эксперты портала 110km.ru изучили автодом и поделились своими выводами о перспективах длительного путешествия в нёмЧто касается холодильника, то в автодоме среднего класса он способен хранить продукты для двух человек от 10 до 14 дней. Если говорить о топливе для него, то одного 11-килограммового баллона сжиженного газа в тёплую погоду хватит примерно на три недели беспрерывной работы. А в продвинутых моделях холодильное оборудование может автоматически переключаться на энергию солнца, используя мощность в 100 ватт от панелей через 12-вольтовую бортовую сеть, когда основные батареи заряжены полностью.
С электричеством вопрос решается комплексно. Две или три солнечные панели, каждая мощностью 100 ватт, в паре с парой аккумуляторов и преобразователем тока (инвертором) обеспечивают работу большинства устройств — от ноутбука до фена. Дорогу дополняет генератор автомобиля, который подзаряжает батареи во время движения, сводя зависимость от внешних источников к минимуму.
«Слабое звено» автодома — вода. Стандартного бака на 100 литров при обычном расходе хватит лишь на сутки. Но если экономить, то запас можно растянуть на 2,5 дня. Пополнять его лучше всего утром, заправляясь на автозаправочных станциях, в кемпингах или даже набирая воду из чистого ручья с помощью переносной помпы.
Использованная вода — отдельная тема. Техническую (серую), вопреки правилам, многие сливают прямо на обочину, хотя для этого есть специально отведённые зоны. Главное — не допускать загрязнения любых природных водоемов. Использование современной биоразлагаемой химии способствует сохранению экологии. А вот отходы из туалета (чёрную воду) утилизируют строго на станциях в кемпингах или на некоторых АЗС, соблюдая чистоту и уважение к другим людям.
В зимних путешествиях критически важен газ. Без него перестаёт работать водонагреватель, и вся система водоснабжения рискует замёрзнуть. Летом же газ в основном «съедает» холодильник. Для пополнения запасов ищут газонаполнительные станции, где баллоны заправляют по весу, или кемпинги, которые часто предлагают обмен или заправку, особенно в туристических зонах. Кемперы с дизельным отоплением в этом случае в выигрыше — топливо для них можно взять с собой в канистрах. Его расход в межсезонье не превышает 5 литров в сутки.
Выбор места для ночлега — непростая задача. Платные кемпинги максимально удобны, но отличаются высокой ценой и не самым удобным расположением. «Дикие» стоянки на природе дают свободу и прекрасные виды. На одну ночь можно остаться на парковке у крупного магазина или спортивного объекта. Иногда удается договориться с владельцами придорожных кафе, пообещав зайти на ужин.
Подводя итоги, скажем, что автономный кемпер — настоящая экосистема на колёсах. И при разумном подходе свобода от городской суеты, стресса и «бытовухи» становится реальной, если грамотно распоряжаться ресурсами, которые имеет автодом.
