Закон о локализации такси не поддерживают ни водители, ни пассажиры
Столичные таксисты скупают иномарки, пока в регионах надеются на «смягчение»Итак, в ходе опроса выяснилось, что подавляющее большинство водителей такси знают о законе (85%) и относятся к нему негативно – 81%. Максимально критичны водители, чьи автомобили не соответствуют требованиям о локализации (89% при 73% в случае наличия уже сейчас такой машины). Детали его внедрения и механизмы регулирования для многих остаются непонятными. Так, 50% водителей из числа осведомлённых имеют поверхностное представление о нём.
На момент проведения исследования многие водители имеют выжидательную позицию. Они рассчитывают на смягчение требований или возможность их обхода. Но среди московских таксистов действует иная стратегия — успеть подготовиться к 1 марта 2026 года. С их слов, теневого рынка в столице нет и не будет.
Для большинства водителей принципиальное значение имеет возможность работать на иномарке. Для них это прежде всего вопрос удобства в рабочее время. Более трети опрошенных (38%) заявили, что не «пересядут» для работы в такси на отечественный автомобиль.
50% опрошенных планируют покупку нового автомобиля в ближайшие 5 лет. Каждый второй владелец иномарки не допускает приобретение никаких локализованных машин из предложенного в ходе опроса списка (50%). При этом 61% респондентов прогнозируют снижение числа водителей после вступления закона в силу.
Кроме того, 62% ответивших на вопросы считают введение требований по использованию машин российского производства в такси неприемлемой мерой поддержки российского автопрома. Об этом чаще говорят таксисты с полной занятостью (68% при 52% с частичной) и на личных иномарках (67% при 57% у других). Они не готовы жертвовать комфортом рабочего места.
В профессиональной среде уверены, что недовольство таксистов принятием закона о локализации будет транслироваться пассажирам, что отразится на отношении россиян к действиям власти. Рост издержек неизбежно приведёт к оттоку водителей, а увеличение стоимости проезда — к сокращению числа пользователей и частоты поездок. При этом пострадают не только социально уязвимые группы населения, оставшиеся без работы водители, без прибыли — автопарки, но и в целом экономика страны.
Среди пользователей услугами пассажирских перевозок про закон о локализации такси на сегодня знают 39% россиян. Чем выше информированность о законе, тем хуже отношение к нему. Среди осведомлённых 31% одобряют и 60% не одобряют его, а среди слышащих о законе впервые 46% одобряют, 38% — нет. Но даже при таких цифрах доминируют негативные оценки закона (49% не одобряют, одобряют — 40%).
© Максим Богодвид / РИА Новости
Закон о локализации не воспринимается как эффективная мера поддержки отечественного автопрома. Так, 57% опрошенных россиян считают, что его введение не решит системных проблем отрасли (при 29% полагающих, что решит). При этом большинство потребителей понимают необходимость развивать отечественное автомобильное производство.
Авторы исследования отмечают, что ограничение рынка такси вызывает наиболее сильную эмоциональную реакцию в Москве. В небольших городах отечественный автомобиль в такси — привычная обыденность. И условная Lada Granta воспринимается как приемлемая альтернатива для поездок, но запретительные меры раздражают одинаково и жителей регионов, и жителей столицы.
Часть из предложенного списка локализованных машин участники исследования чаще называют неподходящими и некомфортными для такси, особенно, автомобили внедорожной линейки УАЗа и «Ниву». Пассажиры уверены, что вступление закона в силу создаст дополнительные трудности для потребителей, среди которых называют, повышение стоимости поездок, рост времени ожидания такси, снижение уровня сервиса, риск ухудшения доступности услуг в отдельных сегментах.
