Опубликовано 26 августа 2025, 19:57
5 мин.

Дешёвый аналог: стоит ли экономить на фильтрах?

Любой автомобиль, новый или подержанный, необходимо регулярно обслуживать: как минимум, поменять масло и фильтры. О первый пункт сломано уже немало копий, а вот второй часто забывают: казалось бы, ну зачем переплачивать за оригинал, когда на рынке полно доступных аналогов! Берём самый дешёвый? О последствиях такого решения — на Quto.ru
Дешёвый аналог: стоит ли экономить на фильтрах?
Adobe Fotostock

Последние три года преподали отечественному автомобилисту нарочито суровый урок: бездумная покупка — путь в кредитный ад. Рассказывая о количестве «невинно убиенных» моторов, что пришлось реанимировать, а иногда и просто менять в 2023-2024 годах, механики хватаются за голову: такого количества переборок они не видели в своей жизни никогда. Честно говоря, стоянки с «долгостроями», многие из которых до сих пор ждут именно «движков», не разгребли до конца и сегодня: поиск запчастей и загрузка специализированных предприятий, где, например, восстанавливают ГБЦ или шлифуют/гильзуют блоки приводят в тандеме к многим месяцам ожидания сборки. Да и денежный вопрос — не последний: переборка двигателя внутреннего сгорания сегодня запросто может обойтись даже в семизначную цифру.

Причина массового «моторопада» — не столько окончание ресурса, сколько контрофактные расходные материалы, которыми повально «накормили» уже видавшие виды двигатели их собственники. На первом месте, конечно, поддельное моторное масло, которое стало ключевым виновником: заклинившие и полностью лишённые смазки, забитые остатками горения двигатели просто «легли», причём буквально в одночасье. Шутка про «подсолнечное» перестала быть шуткой: иногда в красивых и хорошо знакомых канистрах приобретались и менее подходящие для ДВС составы. Однако выяснилось, что и другие «расходники» не отстают. Внезапно оказалось, что фильтр фильтру — рознь.

Дешёвый аналог: стоит ли экономить на фильтрах?

© Adobe Fotostock

Воздушный фильтр

Несмотря на видимую простоту, «воздушник» устроен довольно сложно: он обязан пропускать ровно столько воздуха, сколько положено, отсеивая при этом мельчайшие пылинки, что, в момент попадания в камеру сгорания, наносят величайший урон цилиндру. Следом за воздушным фильтром стоит дроссельный узел, чья заслонка нежна будто крыло бабочки: чистить её можно только специальными составами, тереть нельзя ничем и никогда, так что грязь — противопоказана. Так что сделать «проходной двор» — нельзя, фильтр, и значительный, нужен. Однако, есть и обратная сторона медали.

На атмосферных двигателях нет никаких устройств, вроде турбины или компрессора, что будут воздух нагонять. А нужно его — 14,7 кг на один килограмм бензина! С учётом того, что у нас единственная «турбина» — атмосферное давление, «стену» построить тоже нельзя. Если будет недостача — будет обеднённая смесь. Чем обернётся? Во-первых, повышенным потреблением топлива и тяжёлым пуском двигателя, а во-вторых, регулярной заменой свечей, повышенной детонацией, которая запросто может сама по себе развалить изношенный двигатель. Детонация остро сказывается на цепи, например, которая начинает быстро растягиваться, на состоянии внутренних элементов мотора — от вкладышей до шатунов. Так что посредственный воздушный фильтр, даже в 10 раз дешевле оригинального, сомнительное решение. Стоит ли экономия описанных выше перспектив?

Дешёвый аналог: стоит ли экономить на фильтрах?

© Adobe Fotostock

Масляный фильтр

Масляный фильтр по задумке инженера должен «изымать» из моторного масла грязь и продукты сгорания. Внутри привычного металлического «стаканчика» — фильтрующий материал и пружинка с тарелочкой, простейшая конструкция. Казалось бы, что может пойти не так? В сети миллион видео, как индусы на коленке делают такие фильтры из вторсырья! А тут — заводской, пусть и китайский. И стоит — в 8 раз дешевле оригинала. Выбор очевиден?

Перед тем, как прикрутить на мотор запчасть, исписанную иероглифами и стоящую в 8 раз дешевле официальной, стоит усвоить лишь один нюанс: давление в масляной системе — от 2,5 до 5,5 бар. Жестянку, что неизвестный китайский или индийский рабочий создал из вторсырья, просто раздавит. Бывали случаи, когда масляный фильтр буквально всасывало в двигатель, откуда без последствий его уже не выковырять. Отдельный писк — срыв резьбы на ходу, когда в одну секунду вся смазка оказывается на асфальте, а дальше наступает масляное голодание с обязательными задирами на цилиндрах. Ну и на сладкое: макулатура, что заменяют фильтрующий элемент, оперативно превращается в крошку, которая уже ничего не фильтрует. Более того, сама, вместе с грязью и коксом из поддона, летит в цилиндры через форсунки или тонюсенькие каналы на поршнях. Повторюсь: стоит экономия того?

Дешёвый аналог: стоит ли экономить на фильтрах?

© Adobe Fotostock

Топливный фильтр

После «Жигулей» и прочих «АЗЛК», мы уже и забыли о необходимости замены топливного фильтра. А ведь он тоже есть, причём сразу два: грубой и тонкой очистки горючего. Оба обычно располагаются в бензобаке, а знакомство с ними, как правило, случается в моменте замены топливного насоса. А знаете почему последний выходит из строя? Когда фильтры забиваются, моторчик не только работает на пределе своих возможностей, чтобы поддерживать давление в системе, но и недополучает охлаждения. Конечно, охлаждается-то он тем самым топливом, которое уже не проходит сквозь забитые сетки!

К счастью, в данном случае нет никакого криминала в установке аналога, пусть и самого дешёвого, важно другое: хотя бы раз в год, особенно на сильно подержанных автомобилях, чей бак уже полон вековой грязи, вытаскивать колбу топливного насоса и проверять фильтры. И если не менять, что вообще-то желательно, то хотя бы почистить от бурого ила, который изобильно покрывает всё окружающее. Впрочем, не столь велика цена, чтобы купить впрок и по случаю заменить. Повторюсь, аналог в данном случае — возможен.

Обобщая вышесказанное, подведём итог: экономика, конечно, должна быть экономичной, но ради сэкономленной копейки не надо уже завтра тратить рубль! Есть качественные и добротные аналоги, которые немного, но дешевле оригинала. Впрочем, их тоже, увы, подделывают. Есть оригинал, который дорого стоит, но на него можно положиться: то самое «поставил и забыл». А есть дешёвые аналоги, которые принесут больше горя, чем радости. И проводя то самое ТО, что призвано обеспечить ещё тысячи километров беспроблемной эксплуатации, лучше вложиться и чувствовать себя спокойно, чем сэкономить и волноваться. Не так уж велика разница, как цена последующих вложений на решение проблемы, полученной на ровном месте!