© rusneb.ru
Главные особенности газогенераторных автомобилей в 1943
/imgs/2025/03/21/23/6764503/496f93876bee0b6612e803ea5fad888990d72953.jpg)
© rusneb.ru
«По решениям партии и правительства в нашей стране проводится массовое переоборудование бензиновых автомобилей на газогенераторные. Широкое внедрение газогенераторных машин позволит сэкономить миллионы тонн бензина, столь нужного в настоящее время для фронта», — говорится в книге.
Кроме того, в качестве одного из ключевых преимуществ топлива авторы называют его стоимость. Так, доставка бензина, особенно в отдалённые районы, обходилась в то время достаточно дорого, требовала задействования большого количества техники, при этом нередко приводила к утечкам и полной потере «горючего». А дерево, уголь и торф в советское время были очень дешёвым ресурсом, да ещё и «неисчерпаемым».
Таким образом, распространение газогенераторных машин позволяет не только сократить расходы на эксплуатацию, но и не зависеть от поставок и районов добычи бензина.
«Заставить работать на твёрдом топливе можно любой бензиновый автомобиль. Для этого требуется оборудовать его газогенераторной установкой и произвести некоторые изменения в двигателе и ряде других агрегатов и деталей автомобиля», — говорится в книге.
Кроме того, сразу несколько советских предприятий наладили серийный выпуск таких машин — это были ГАЗ-42 и ЗИС-21, которые, как утверждается, хорошо себя зарекомендовали.
В 1943 году массово переоборудовали только грузовые автомобили, но в книге говорится, что власти уже запланировали программу модернизации для легковушек и автобусов.
Параллельно с производством силовых установок, работающих на деревянных чурках и угле, необходимо было добиться их качественной и производительной работы — и одну из самых важных ролей в этом вопросе играли водители.
«Выполнение этой задачи в очень большой части падает на шофёров. Он должен очень хорошо знать особенности его устройства и работы, твёрдо усвоить правила ухода за ним, обслуживания и вождения, уметь предупреждать, определять и устранять возможные неисправности и неполадки», — уточняет автор.
При использовании твёрдого топлива для питания двигателя сначала необходимо превратить его в газ, для чего используется газогенератор. Он представляет собой подобие вертикальной шахтной печи, заполняемой деревом, углём или торфом.
Раскалённые нижние слои топлива, взаимодействуя с поступающим в агрегат воздухом, образуют газ, на котором может работать двигатель внутреннего сгорания.
Однако сразу использовать его нельзя из-за высокой температуры и наличия угольной пыли, сажи и золы. Охлаждение и очистка от примесей, как правило, происходила в отдельных камерах грубой и тонкой очистки, чаще всего расположенных в этой же печи. На ряде моделей ставились отдельные газоохладители.
К слову, в то время уже велись разработки универсальных газогенераторов, однако в 1943 году их не было, так что работать агрегаты могли только на одном виде твёрдого топлива, и использовать другое без предварительной переделки было нельзя. Самих видов «горючего» было достаточно много.
Полностью ознакомиться с книгой «Учебник шофёра газогенераторных автомобилей» от 1943 года вы можете на сайте Национальной электронной библиотеки.
«Современные транспортные газогенераторы работают преимущественно на древесине и древесном угле. Есть также газогенераторы для работы на антаците, буром угле, торфе, торфяном коксе, соломе и других видах топлива, как прессованного (брикеты), так необработанного», — говорится в книге.