Экспертное мнение5 мин.

Как водителям грузовиков и легковушек ужиться на одной дороге

Движение на одной дороге с грузовым транспортом — настоящее испытание водительских навыков.

© Adobe Fotostock

Quto составил свод правил безопасного движения рядом с грузовым транспортом. В российских городах движение большегрузов стараются ограничивать по тоннажу, времени суток или городским районам, но стоит выехать на трассу, как большегрузы становятся соседями по полосе и заставляют усилить бдительность. Редакция Quto решила напомнить базовые правила безопасного движения рядом с грузовым транспортом, которые в экстренной ситуации могут стать правилами «выживания».

Большегрузы — опасные соседи по дороге

Авария с грузовым транспортом для легкового автомобиля чаще всего оказывается значительно серьёзнее, чем ДТП с такой же легковушкой. Из-за значительной разницы в массе даже небольшой удар грузовика способен смять кузов небольшого автомобиля. При лобовом столкновении легковушка буквально «впечатывается» под кабину тягача или даже внутрь неё, лишая пассажиров шансов на выживание.

Специальные зоны деформации и другие средства защиты легковых машин рассчитаны на смягчение последствий столкновения с объектами примерно равной массы. Но при аварии с тяжёлой техникой они оказываются практически неэффективны и неспособны погасить энергию удара. Большая скорость, с которой грузовики движутся по трассам, многократно усиливает разрушительный эффект от аварии с легковым автомобилем.

В России за шесть месяцев 2025 года нарушение ПДД водителями грузовиков спровоцировало 3 682 аварии — 7,4% от общего числа ДТП, которые произошли из-за нарушения правил дорожного движения. Это может выглядеть не таким большим процентом, но показатель тяжести последствий в подобных происшествий в НЦ БДД МВД России оценили в 11,5 против 7,2 с участием лёгкого транспорта.

В этих авариях погиб 581 человек и были ранены 4 467. В целом количество таких аварий на российских дорогах сократилось на 12,2%. По недавним статистическим данным, четверг и пятница стали самыми аварийными днями для грузового транспорта. А самым безопасным временем названы выходные дни, но в НЦ БДД МВД отмечают, что при этом выходные дни характеризуются высокими значениями тяжести последствий из-за увеличения скоростей на фоне снижения трафика.

© Adobe Fotostock

С грузом через регионы

Страховщики составили антирейтинг российских регионов по аварийности с участием грузовиков. В него вошли крупные транзитные регионы: Москва, Краснодарский край, Санкт-Петербург, Красноярский край и Татарстан. Для примера, в одной Московской области, где по 11 федеральным трассам проходит значительный поток грузового транспорта, с начала 2025 года произошло 611 аварий с большегрузами. В них погибли 193 человека и получили травмы 637 человек. В одной из подобных аварий на автодороге М-7 «Волга» летом 2025 года столкнулись сразу четыре грузовика.

"Как правило, такие происшествия имеют тяжёлые последствия. Поэтому мы призываем водителей строго соблюдать скоростной режим и правила обгона, ведь именно столкновения остаются одним из самых частых видов ДТП в регионе", — предупреждает министр транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области Марат Сибатулин.

© Adobe Fotostock

Антитоп дорог: «сонные» ДТП, длинный тормозной путь и пренебрежение разметкой

Любое нарушение ПДД может спровоцировать серьёзную аварию, но в случае с водителями грузового транспорта этот риск возрастает. Обычно за руль грузового транспорта садятся опытные и профессиональные водители, но и они совершают критичные ошибки.

Среди самых распространённых нарушений ПДД со стороны водителей — неправильный расчёт дистанции и опасное «подрезание», ослепление встречных водителей дальним светом фар. Также водители нередко игнорируют знаки и разметку, не всегда учитывают тормозной путь своего транспорта. Но причины самых страшных аварий с участием грузовиков — вождение в переутомлённом состоянии и сон за рулём.

«Сонные» аварии считаются одними из самых серьёзных по тяжести последствий во всём мире. По данным зарубежных исследований, каждый десятый водитель грузового автомобиля хоть раз засыпал за рулём. Усталость водителей грузовиков становится причиной до 25% всех аварий, так как реакция уставшего дальнобойщика сравнима с реакцией выпившего водителя.

Российские правила дорожного движения запрещают водителям управлять транспортным средством в утомлённом состоянии, потому что это ставит под угрозу безопасность на дороге. В пути на длинные расстояния водителям грузового транспорта обязательно нужно делать перерывы на сон и отдых. После каждых четырёх с половиной часов за рулём полагается специальная пауза не менее 45 минут, которую можно разбить на две: не менее 15 минут первая и не менее 30 минут вторая.

Именно для контроля времени труда и отдыха, а также для предотвращения аварийных ситуаций появились различные устройства — от тахографов до интеллектуальных устройств контроля усталости водителей. При этом вторые имеют больший функционал и подадут сигнал, если концентрация водителя снизится. Кроме того, водителю совершенно точно нужно остановиться, если он не помнит последние несколько километров, перестал держать дистанцию или замечать дорожные знаки, если мысли начали путаться, а глаза — слипаться.

© Adobe Fotostock

В основе длительных переездов лежит несколько простых правил. Регулярно останавливаться на сон и отдых. Передвигаться предпочтительно в светлое время суток. Меняться с другим водителем. На оживлённых трассах соблюдать правила помогают комплексы фотовидеофиксации — о них заранее предупреждают соответствующие знаки.

К примеру, на российских магистралях эффективно работают отечественные комплексы «Азимут 4», которые распознают более 51 состава нарушений ПДД. Они помогают контролировать движение по обочине, выезд на полосу встречного движения и другие опасные нарушения. Использование нейросетей позволяет распознавать такие типы нарушений, как отсутствие ремня безопасности или использование телефона за рулём.

Эффект применения комплексов фотовидеофиксации проанализировали в Московской области: за девять месяцев этого года там на 45% снизилось число случаев запрещённого выезда на левую полосу грузовиков с разрешённой максимальной массой свыше 2,5 тонны. Комплексы фотовидеофиксации наглядно формируют культуру вождения в регионе, уверены в ГК «Урбантех» (региональном операторе системы фотовидеофиксации Подмосковья).

«Наши „Азимуты“ уверенно фиксируют нарушения со стороны грузовиков, особенно на загородных трассах, где им запрещено движение дальше второго ряда. Только в Подмосковье за девять месяцев этого года камеры зафиксировали более 137 тыс. таких случаев, что на треть меньше, чем годом ранее, — комментирует Александр Домбровский, замдиректора „Урбантеха“. — Это наглядно показывает дисциплинирующий эффект: когда система работает точно и последовательно, порядок на дорогах растёт».

© Adobe Fotostock

Не попадайте в «слепую зону»

Любой водитель рано или поздно окажется на одной дороге с грузовиками. Не стоит этого бояться, но надо знать, как водитель «видит» дорогу и как не попасть в его «слепую зону». У классической «фуры» в зону ограничения видимости попадает пространство позади автомобиля, левая сторона за кабиной, а также пространство по правую сторону под зеркалом заднего вида. Чтобы быть в зоне видимости водителя такого транспорта, держитесь от него на расстоянии и старайтесь не заходить при манёвре в указанные зоны.

Пешеходы реже встречаются с грузовиками, но такие столкновения для них смертельны. По статистике Московской области, 10 из 12 детей, погибших в ДТП с грузовиками, попали в аварию во дворах. Правила поведения для пешеходов ещё строже. Нельзя перебегать проезжую часть перед грузовиком. Тормозной путь у большегруза длиннее, чем у легкового автомобиля, и он просто не успеет пропустить внезапно появившегося перед ним пешехода.

Если грузовик разворачивается или паркуется, водителю сложно заметить пешехода в условиях ограниченной видимости. Не подходите близко во время манёвра, лучше подождите или пройдите другим путём. Во дворах опасно подходить вплотную к грузовику и тем более пытаться пройти между грузовиком и стеной, столбом или другим препятствием.

Грузовой транспорт — важная часть российской транспортной логистики. Невозможно представить наши города и магистрали без него. Чтобы движение по дороге вместе с грузовиками не приводило к трагедиям, достаточно соблюдать правила дорожного движения и самим водителям большегрузов, и водителям легкового транспорта.