Статьи

Автолегенды умирают под открытым небом

В 300 км от Москвы, в деревне Черноусово, энтузиаст Михаил Красинец организовал музей ретромобилей. 300 экспонатов, среди которых редчайшие экземпляры советского автопрома, стоят под открытым небом круглый год. Посмотреть есть на что, но только пока.

Бывший сотрудник завода «Москвич», участник заводской спортивной команды и уже на тот момент обладатель небольшой коллекции ретромобилей Михаил Красинец 17 лет назад покинул суетную Москву и вместе с супругой-врачом переселился в деревню Черноусово, что в 300 км от первопрестольной. Туда же он перевез свою коллекцию автомобилей и организовал «Автомузей в Черноусово». На деньги, вырученные за продажу московской квартиры, он стал пополнять свою коллекцию, которая, на сегодняшний день насчитывает около 300 экспонатов.

Некоторые из них — редчайшие модели советского автопрома. А какие-то и вовсе выпущены в единичных экземплярах. Все они потихоньку умирают под палящим солнцем летом, проливным дождем осенью и обильными снегопадами зимой — музей-то под открытым небом.

До деревни Черноусово от Москвы около 5 часов езды по трассе М2. Дорога традиционная российская: где-то лежит свежий, но уже не идеально ровный асфальт, а где-то покрытие ждет (кажется, уже последние 15 лет) своего часа модернизации. Но, начиная от поселка Чернь, где с трассы приходится съезжать на второстепенную, давно забытую дорожниками дорогу, обычное вроде бы путешествие превращается в настоящее приключение.

Чтобы не упасть лицом в грязь в прямом смысле, мы отправились в «Автомузей в Черноусово» на Volkswagen Amarok, пикапе с полным приводом, понижающей передачей и блокировкой межколесного дифференциала. В общем, на настоящем «боевом» внедорожнике.

Летом добраться к Красинцу можно только на внедорожнике, зимой, похоже, не проехать никак.

Паломники из ретро-клубов и просто желающие прикоснуться к советской автоистории сильно рискуют, когда отправляются в музей Красинца на легковых автомобилях. Добраться сюда на таких автомобилях можно только в хорошую погоду, в противном случае, вероятность засесть в колее или не подняться на крутой подъем составляет 99%. А за помощью придется идти около 5 км, и не факт, что в тот самый момент у энтузиаста будет бензин в его дежурном «газоне».

Навигатор потерял «след» еще на съезде с трассы М3. Пришлось двигаться по заранее распечатанной схеме на сайте музея, которая, правда, к реальному пути имела весьма отдаленное отношение. Несколько раз мы сбивались, приезжая в тупик.

Вообще место для музея выбрано явно не случайно: угнать отсюда автомобиль сложнее, чем с охраняемой стоянки. А желающих, будь дорога получше, было бы немало. Во всяком случае стащить редкие детали и логотипы с машин, самые отчаянные пытаются и сейчас, и иногда успешно.

Половина на ходу, но ни одна не заводится

Основную часть коллекции Михаила Красинца составляют автомобили марки «Москвич», их в музее почти половина: весь модельный ряд, включая реплики знаменитых спортивных автомобилей, участвующих в международных ралли. По словам владельца, какие-то автомобили он лично выкупал из музея разваливавшегося завода, какие-то менял на агрегаты от других автомобилей, какие-то ему просто отдавали.

В частности, Красинцу достался редчайший, экспериментальный «Москвич 3-5-5» образца 1972 года. Так мог выглядеть преемник модели «408/412». Автомобиль с пружинной подвеской задних колес, модернизированной коробкой передач, мощными двигателями объемом 1,6, 1,7, 1,8 л и более просторным и современным салоном. Но автомобиль так и не дошел до конвейера. В 90-е его хотели распилить и утилизировать, Красинец добился, чтобы машину отдали ему. Автомобиль он получил, но теперь машина умирает собственной смертью, от ржавчины. «Москвич 3-5-5», как и многие другие модели автомузея, находится в удручающем состоянии. Двигатель снят, задние фонари заменены на неродные.

Погибают и редчайшие полноприводные «Москвичи»: седан «410» (1957 год), и универсал «411» (1958 год), и линейка реплик советских милицейских автомобилей, «ЗИМы», «Чайки», «Волги», «Победы».

90% коллекции на сегодняшний день находится в удручающем состоянии, с машин слезла краска, до неузнаваемости испорчены интерьеры, отсутствуют агрегаты, прогнили пороги и крылья. А ведь многие из них самостоятельно добрались из Москвы и других регионов до Черноусово. А на некоторых автомобилях владелец музея еще несколько лет назад катал туристов.

Красинец утверждает, что дождь и снег не вредят автомобилям — мол, машины предназначены для эксплуатации в таких условиях и не портятся от этого. И, кажется, что он действительно в это верит. «Подкрасить кое-где, и будет как новенькая», — заявляет он.

Пара ангаров для кабриолетов

«Мне еще не хватает 65 модификаций «Москвичей», а еще я бы хотел собрать полную коллекцию моделей ГАЗа», — говорит Красинец. Останавливаться на достигнутом глава «Автомузея в Черноусово» действительно не собирается. На скромные 6 тысяч рублей, которые он получает как сотрудник Черноусовского музея (автомузей является его филиалом), Красинец собирается продолжить скупку ретромобилей, а также построить два ангара для ремонта и хранения автомобилей. В частности, речь идет об укрытии кабриолетов.

На строительство ангаров, признает он, уйдет года два-три, интересные и редкие модели советского автопрома будут продолжать погибать. Отдавать или продавать автомобили в хорошие руки он не собирается. «У меня будет лучший музей в мире», — говорит Красинец. Но ждать этого не стоит: лучше съездить сейчас, потому что потом смотреть будет не на что.