Статьи

Как получить в срок автомобиль из гарантийного ремонта

Сдача автомобиля в ремонт, особенно если речь идет о единственном автомобиле семьи, почти всегда определяется как настоящее «стихийное бедствие». Очень часто наши ожидания быстро получить автомобиль из гарантийного ремонта, исправный и готовый к эксплуатации, не оправдываются.

Сдача автомобиля в ремонт, особенно если речь идет о единственном автомобиле семьи, почти всегда определяется как настоящее «стихийное бедствие». Очень часто наши ожидания быстро получить автомобиль из гарантийного ремонта, исправный и готовый к эксплуатации, не оправдываются.

И зачастую это происходит оттого, что мы, во-первых, не знаем своих законных прав, а, во-вторых, не заботимся о надлежащем заполнении документов при сдаче автомобиля в гарантийный ремонт.

Все знают, что если у автомобиля не истек гарантийный срок, то при обнаружении в нем недостатков (заводских) автовладелец вправе обратиться в любой авторизованный сервисный центр с требованием незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара (ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей»).

В соответствии со статьей 20 Закона РФ «О защите прав потребителей» (далее – Закон), если срок устранения недостатков товара не определен в письменной форме соглашением сторон, эти недостатки должны быть устранены продавцом незамедлительно, то есть в минимальный срок, объективно необходимый для их устранения с учетом обычно применяемого способа. Срок устранения недостатков, определяемый в письменной форме соглашением сторон, не может превышать 45 дней.

При этом закон дает нам два варианта определения срока, в который должны быть устранены недостатки товара/ремонта автомобиля.
Первый: установить срок ремонта соглашением сторон.
В этом случае в заказ-наряде/заявке на ремонт должна быть четко и однозначно указана дата готовности автомобиля. Как правило, сервисные центры идут на следующую уловку: срок работ «по готовности». На мой взгляд, фразы «по готовности», «после поступления запасных частей на склад» и т.п. нельзя считать согласованным сроком, поскольку Закон четко регламентирует максимальный срок, который может быть установлен по соглашению сторон – 45 дней, а в указанных примерах установить точную дату готовности автомобиля невозможно.

Следует отметить, что сервисные центры с большой неохотой идут на определение четкого срока ремонта автомобиля. В этой ситуации нужно требовать указания в заказ-наряде/заявке на ремонт даты готовности автомобиля (окончания ремонта), ссылаясь на Закон, и ни в коем случае не подписывать заказ-наряд/заявку на ремонт с указанием срока под «отлагательным» условием (например: поступление запасных частей на склад).

Кстати, как показывает опыт, законность таких «отлагательных» условий удается успешно оспорить в суде. Но все-таки если в заказ-наряде/заявке на ремонт указана точная дата окончания ремонта и к этому сроку автомобиль не находится в исправном состоянии или не готов к выдаче, то согласно статье 23 Закона Вы имеете все основания требовать уплаты сервисным центром неустойки – 1% от цены автомобиля за каждый день просрочки.
Согласитесь, что для сервисного центра это является хорошим стимулом закончить ремонт автомобиля в срок.

Второй вариант: требовать незамедлительного устранения недостатков автомобиля.
Закон трактует «незамедлительно» следующим образом: продавец (изготовитель/уполномоченная организация/импортер) должен устранить недостатки товара в минимальный срок, объективно необходимый для их устранения с учетом обычно применяемого способа.

На практике возникают сложности в понимании того, что же является минимальным сроком? Ведь под объективно необходимым сроком можно понимать количество рекомендуемых нормо-часов для выполнения определенных работ, а можно понимать и период заказа и доставки запасных частей (например, запасные части для автомобиля Infiniti заказывают в США, и срок их доставки затягивается на несколько месяцев).

В Законе (ст. 20) четко указано, что отсутствие необходимых для устранения недостатков товара запасных частей или подобные причины не являются основанием для продления срока устранения недостатков, определенного по соглашению сторон.

Таким образом, применительно к первой ситуации вопросов с отсутствием запасных частей/материалов на складе сервисного центра и соответственно сроком ремонта в этой связи не возникает, а вот доказывать, что в «минимальный срок, объективно необходимый для устранения недостатка» не входит период ожидания поставки запасных частей, придется в суде. И только после успешного разрешения судебного спора в Вашу пользу, Вы сможете взыскать неустойку за просрочку ремонта.

Перспектива взыскания неустойки во втором случае не так очевидна, как в первом (ведь потребителю сначала придется доказать «минимальный объективно необходимый срок»), поэтому второй способ определения срока устранения недостатков более приемлем и комфортен для сервисного центра.

Для автовладельца самым главным доказательством возможной будущей защиты законных прав при нарушении срока гарантийного ремонта является заказ-наряд/заявка на ремонт с указанием срока ремонта автомобиля (точной даты готовности), ну или в худшем случае срока передачи автомобиля в ремонт.

Как резюме: в случае нарушения установленных Законом сроков устранения недостатков товара или в случае невозможности использовать товар в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков, Вы имеете право на замену автомобиля или на возврат уплаченной за такой товар суммы денежных средств (ст. 18 Закона).

Scriptio: Ульяна Кононенко, cтарший юрист компании PSB Consulting Group.