Статьи

Кроссоверам назло

Путешествуем на необычном «сарае» Skoda Octavia Scout.

Универсалы повышенной проходимости — редкий автомобильный вид. Хотя вымирающим его не назвать — скорее наоборот, понемногу размножающимся. Большинство покупателей таких машин предпочитает кроссоверы, ведь покупаешь «джип», как-никак.
Но для тех, кому нужна не высота кузова и агрессия габаритов, а чистая практичность и максимум универсальности, и придумали автомобили типа Scout-версии Октавии.

В прошлом году мы прокатились по маршруту Москва — Владивосток на Audi A6 allroad, старшем брате Скаута. В этом году машина поменьше, и задача не такая серьёзная — поехали за Урал кататься на горном велосипеде! В пресс-парке нам выдали экзотический Scout с дизелем и роботизированной коробкой DSG. Вроде бы как у всех «шкодофольксвагенов» — чего необычного?

Интрига в том, что в России приём заказов на дизельные версии Скаута временно приостановлен. Одно из объяснений — неприспособленность дизельного двухлитрового 140-сильного двигателя, соответствующего стандартам Евро-5, к российской «солярке».

Мы уже заметили это на «автобусе» Volkswagen Multivan California во время северной экспедиции в Салехард, где негде было купить евро-дизель.

Другое объяснение дефицита Скаутов — все дизельные машины, и без того производимые в ограниченном количестве, расходятся в более расчётливой Европе, словно праздничный торт в офисном коллективе, и до России просто не доезжают. Поставки дизельного Скаута в Россию вот-вот обещают возобновить, а пока российским покупателям остаётся довольствоваться версией с бензиновым двигателем и механической коробкой передач.

Дизельный полноприводный универсал с высоким клиренсом для меня — идеальная машина. Удобно и для семьи, и для путешествий, и сноуборды с велосипедами чуть ли не по бардачкам можно рассовывать. Если отбросить лишние притязания на роскошь и статус, то Octavia Scout становится практически безальтернативным вариантом — ведь она стоит почти в 2 раза дешевле той же Audi A4 allroad, а умеет почти всё то же самое, и где-то даже больше.

Внешне Скаут выглядит неброско и скромно, как и все Шкоды. Хотя солидный клиренс в 180 мм и некрашеный пластиковый обвес всё-таки привлекают внимание прохожих и других водителей. На светофорах несколько раз интересовались, что это за симпатичная мутация Октавии, и где её можно купить. А уж выпачканный грязью снизу доверху Scout производил на окружающих не меньшее впечатление, чем роскошный кабриолет Jaguar XKR.

Салон прост и лаконичен — почти всё как на обычных Октавиях. И только брутальная с виду и хлипкая на деле «внедорожная» ручка над бардачком выдаёт в этой Октавии Скаута. Передние сиденья удивляют боковой поддержкой, которая на первый взгляд кажется даже избыточной — тело утопает в кресле, словно это не Scout, а RS-версия. Второй ряд радует ещё больше: здесь достаточно места для ног даже за водителем, рост которого превышает 180 см, а пассажиры имеют персональные воздуховоды и даже подогрев дивана!

Двухнедельный тест-драйв начался с ежедневной эксплуатации: утром на работу, вечером на поиски приключений. Поехать ночью за сотню километров от столицы искупаться в броде подмосковной речки и искупать там автомобиль — абсолютно нормальное событие для владельца Скаута. Конечно, такого единения с природой, как за рулём лифтованного внедорожника, достичь не удастся, но после легковушки вам гарантирован новый уровень ощущений вне асфальта.

В наши планы прокатиться к броду неожиданно вмешался дождь, тем самым поставив перед фактом — размокшей грунтовой дорогой. Низкопрофильная дорожная резина «замылилась» грязью быстрее, чем муфта Haldex успела перекинуть крутящий момент на задние колеса, и машина поплыла всеми колесами по раскисшей колее. Впрочем, обычный «недопривод» потерял бы способность передвигаться ещё раньше, даже близко не доехав до участка с глубокой колеёй — из-за небольшого дорожного просвета и полной беспомощности на мокром грунте.

В выходные, когда земля подсохла, мы продолжили гонять Скаута в разведку по пересечённой местности. Относительно длинная база и значительный задний свес не всегда позволяют штурмовать крутые перегибы по прямой — приходится проезжать препятствия по диагонали, зачастую с вывешиванием одного или двух колёс. Тогда-то и выручает муфта Haldex вместе с электронной имитацией блокировки дифференциалов. При пробуксовке полный привод передаёт крутящий момент на заднюю ось, а тормоза зажимают не имеющие опоры колёса, поэтому заставить Scout беспомощно вращать колёсами в воздухе сложно.

На вторую неделю тест-драйва я отправился путешествие по маршруту Москва — Магнитогорск — Тюмень — Москва общей протяжённостью 5 тысяч километров. В планах было покататься на маунтинбайке по скоростным горным трассам близ озера Банное под Магнитогорском (об этом читайте в конце статьи) и заскочить к отдыхающей в Тюмени семье.

Тут стоит заострить внимание на багажнике — 600 литров это действительно много. Далеко не в каждый автомобиль такого класса поместится горный велосипед всего лишь со снятыми колесами, несколько сумок с вещами и останется место под ещё один такой же велик. А в Scout — поместилось, причём безо всяких манипуляций с задним диваном.

По трассе Scout уверенно держит траекторию за счёт длинной колесной базы и, несмотря на низкопрофильные шины (225/45R17), практически не реагирует на колейность. Подвеска поначалу кажется жёсткой и несовместимой с грунтовыми дорогами. Но на деле она оказалась достаточно энергоёмкой, чтобы переваривать как большие выбоины, так и быструю езду по грейдеру. А в Курганской области, когда я повредил диск и почти уничтожил покрышку, влетев в яму на 50 км/ч, амортизаторы даже не «пробило» до конца.

Увеличенный дорожный просвет ещё никому не добавлял остроты реакций, и Scout тут не исключение — руль немного ватный, а при резких маневрах кузов заметно кренится. Управляемость Скаута на асфальте нейтральная: поведение машины предсказуемо и понятно в любых ситуациях. Фактически это переднеприводный автомобиль с лёгкой тягой на задней оси. Заметным крутящий момент на задних колёсах становится только под газом на грунте и подобных покрытиях — при желании и умении можно даже поскользить боком.

В городе немного напрягает заторможенность коробки передач: переключается-то «робот» быстро, а вот решение сменить передачу принимает неторопливо и вдумчиво. Немного спасает включение спортивного режима трансмиссии, но и это не поможет шустро уезжать со светофоров. Хотя когда стрелка спидометра переваливает за отметку 80 км/ч, Scout способен отыграть несколько корпусов у изначально более расторопных соперников.

Динамика двухлитрового турбодизеля сперва не впечатлила — рабочий диапазон оборотов двигателя представляет собой интервал от 2000 до 3500 оборотов, а крутить мотор выше 4000 оборотов бесполезно в принципе. Зато тяга на ходу просто паровозная, и это здорово помогает на обгонах — главное не забыть включить спортивный режим «коробки».

Мотор оказался вполне всеядным и без проблем переваривал ту «солярку», которая попадалась по пути за все 6 тысяч километров испытаний. Хотя зимой проблем может быть больше, как показал опыт с автокемпером Volkswagen Multivan California с таким же мотором. Расход топлива в загородном цикле оказался весьма скромным — всего 6,3 литра на сотню километров, а маслом этот двигатель не балуется вовсе. И это с учётом динамичных обгонов и высокой средней скорости движения — 85 километров в час!

Scout раскрывается не сразу — сначала он воспринимается просто как «Allroad для бедных». Потом обращаешь внимание на детали, и понимаешь что различия с Audi в основном в материалах и наворотах, а весь функционал тот же самый. Scout — для тех, кто считает деньги, ведь он стоит своей цены в миллион рублей до последней копейки. Правда это цена бензиновой версии с «механикой», а вот перспективы дизельной версии, непонятным образом оказавшейся в пресс-парке, сегодня туманны. Но даже бензиновый Scout будет отличным выбором для тех, кто ведёт активный образ жизни, но не готов жертвовать удобством и управляемостью ради проходимости и объёма салона.

Вердикт
Оценка редакции: 9
Хорошо: Экономичность, простор, возможность съехать с асфальта
Плохо: Слабый двигатель, «ватная» управляемость
В итоге: Идеальный универсал за реальные деньги

Технические характеристики
Размеры: 4584*1784*1533 мм
Число мест: 5
Масса: 1555 кг
Дорожный просвет: 180 мм
Двигатель: Дизельный R4 объёмом 2 литра с турбонаддувом
Мощность: 140 л.с. @ 4200 об/мин
Момент: 320 Нм @ 1750–2500 об/мин
Коробка: 6-ступенчатая, роботизированная
Привод: Полный
Разгон 0–100 км/ч: 10,2 с
Максимальная скорость: 197 км/ч
Средний расход: 6,2 л /100 км

Тег: