Статьи

Летающие автомобили: самые перспективные варианты

Ещё в тридцатые годы прошлого столетия писатели-фантасты утверждали, что в XXI веке человечество откажется от обычных машин в пользу летающих автомобилей. И этот прогноз почти сбылся – летающий автомобили действительно стали реальностью.

Samson Switchblade

Это трехколесный летающий автомобиль, разработкой которого занимается с 2009 года небольшая американская фирма Samson Motorworks. Так как фирма небольшая и имеет весьма ограниченные ресурсы, работы по созданию летающего автомобиля идут в неспешном темпе. Но при этом в портфеле заказов имеется уже более 1300 заявок от желающих купить это неординарное транспортное средство. Потенциальных покупателей даже не смущает цена в 120 000 долларов.

За эти деньги они получат трехколесный автомобиль с двухместным пластиковым кузовом, который оснащается мотоциклетными двигателями мощностью 160–190 л.с. в зависимости от модификации. Samson Switchblade весит всего 700 кг, на шоссе может развивать скорость до 160 км/ч, а в воздухе – 320 км/ч. Для того, чтобы отправиться в полет потребуется три минуты – машина расправит сложенные в кузове-фюзеляже крылья, хвостовая балка выполнена телескопической и удлиняется на 40 см, водитель специальным переключателем перенаправит крутящий момент с задних колес на толкающий винт, и машина готова взмыть в небеса. Для управления Samson Switchblade требуются водительские права, а также лицензия пилота.

Создатели уверяют, что создали безопасный и комфортабельный летающий автомобиль. В случае возникновения аварийной ситуация выстреливается парашют и включается специальный передатчик, посылающий сигнал о возникновении нештатной ситуации. Также автомобиль может похвастать кожаными креслами, видеокамерами кругового обзора, стереосистемой премиального класса, навигацией и наличием небольшого багажника, куда поместятся две спортивные сумки. Инженеры Samson Motorworks уже отправили в полет уменьшенную модель автомобиля и в ближайшее время перейдут к полноценным испытаниям первого прототипа. А вот когда Samson Switchblade получат первые покупатели – неизвестно. Каждый раз называются разные сроки, которые постоянно «корректируются». Поэтому не исключено, что ждать первый товарный автомобиль придется ещё несколько лет.

AeroMobil и AirCar

Словацкий инженер Стефан Кляйн может считаться гуру в аэромобилестрении: за последние двадцать лет он разработал аж два летающих автомобиля. Первый – AeroMobil, Кляйн начал делать ещё в конце нулевых годов, а в мае 2015 инженер едва не разбился во время одного из испытательных полетов. Первая версия словацкого летающего автомобиля имела кузов-фюзеляж, крылья из композитных материалов и оснащалась двигателем Rotax 192 мощностью 100 л.с. Максимальная скорость на шоссе – 160 км/ч, запас хода 875 километров, в воздухе – 200 км/ч, дальность полета – 700 километров.

AeroMobil был построен по традиционной схеме: толкающий винт расположен сзади, крылья – складные, салон – двухместный. Длина машины составляла 6 метров, ширина (со сложенными крыльями) – 2,24 м, цена – 200 000 евро. Серийное производство планировалось начать в 2017 году. Однако именно в этом году была разработана новая версия машины, которая получила не только измененный экстерьер и другие крылья, но и гибридную силовую установку мощностью 300 л.с. Благодаря этому скорость увеличилась до 260 км/ч, а дальность полета выросла до 740 километров. Теперь AeroMobil позиционируется как летающий автомобиль премиум-класса, серийное производство которого запланировано на 2023 год.

В разработке обновленной версии AeroMobil Стефан Кляйн уже не принимал активного участия, основав к тому времени свою фирму Klein Vision. Как нетрудно догадаться, Кляйн продолжил развивать идеи заложенные в AeroMobil, вот почему его новый летающий автомобиль AirCar выглядит как брат-близнец предыдущего детища словацкого инженера. 28 июня текущего года AirCar закончил очередной этап испытаний, совершив 35-минутный полет из аэропорта Митры до Братиславы, преодолев 75 километров.

Двухместная машина весит 1100 кг, оснащается двигателем BMW мощностью 160 л.с., на шоссе способна разгоняться до 200 км/ч, а в воздухе – до 190 км/ч. По словам Кляйна, в перспективе AirCar будет дорабатываться, в частности машина получит более мощный мотор. Затем последует ещё один цикл испытаний, включая сертификационные, и только потом будут названы сроки начала серийного производства. В настоящее время Кляйн привлек 2 миллиона евро инвестиций, которых должно хватить на доведение машины «до ума». Но в любом случае, ожидать появления серийного AirCar не стоит ранее чем через три-четыре года.

PAL-V

Самый безопасный летающий автомобиль, по утверждению его создателей, разработала нидерландская фирма PAL-V (Personal Air and Land Vehicle). Фирма была основана в 2008 году голландскими бизнесменами Робертом Дингемансом и Джоном Баккером и изначально ставила своей целью построить летающий автомобиль, которому не страшны аварии. Поэтому решено было отказаться от самолетной схемы и разработать гибрид автомобиля и автожира. По словам разработчиков, несущий винт, на который не передается крутящий момент от двигателя, постоянно работает в режиме авторотации и автомобиль, фактически, всегда летит с «раскрытым парашютом». Что делает полет более безопасным по сравнению с самолетами и вертолетами. Трехколесный двухместный летающий автомобиль получил название PAL-V Liberty и любопытен тем, что оснащается двумя моторами. Первый мощностью 100 л.с. с помощью цепного привода передает крутящий момент на задние колеса, а второй мощностью 200 л.с. вращает толкающий винт, установленный в задней части кузова.

Из-за установленных на крыше складывающихся лопастей несущего винта центр тяжести машины оказался высоким, поэтому PAL-V Liberty оснащен системой предотвращения крена, что не позволит ему опрокинуться. На шоссе машина развивает скорость 170 км/ч и может проехать 1315 километров. В воздухе она может разогнаться до 200 км/ч и пролететь 500 километров.

Первый испытательный полет PAL-V Liberty совершил ещё в 2012 году, но проблемы с финансированием постоянно тормозят этот проект. Сроки начала серийного производства несколько раз откладывались, а местом производства вместо Нидерландов решено было выбрать Индию, где планируется организовать сборку первых летающих автомобилей в следующем году. Несмотря на относительную простоту конструкции, PAL-V Liberty дешевым не назовешь – машина в базовой комплектации будет стоить от 300 000 евро.

Terrafugia Transition

В 2006 году выпускники Массачусетского технологического института получили грант на развитие своего стартапа Terrafugia, который вот уже почти 15 лет занимается доводкой летающего автомобиля Transition. За это время машина претерпела серьезные изменения, но самое главное – этим стартапом заинтересовалась китайская компания Geely, которая в 2017 году купила фирму Terrafugia.

Американо-китайский летающий автомобиль Terrafugia Transition имеет складывающееся крылья размахом 8,4 метра, двухместный кузов-фюзеляж из пластика, весит 570 кг и оснащается бензиновым 100-сильным двигателем Rotax 912 и толкающим винтом. На шоссе машина может развивать «максималку» в 105 км/ч, а в воздухе – 185 км/ч. Дальность полета составляет 780 километров, в случае аварийной ситуации используется парашют. Характеристики Terrafugia Transition выдающимися не назовешь. Однако Geely купила этот проект, что называется «на вырост». На базе модели Transition в настоящее время разрабатывается более совершенный летающий автомобиль Terrafugia TF-2, кроме того, китайцы планирует перевезти фирму в Поднебесную, вот почему практически весь штат американских инженеров и рабочих был распущен и оставлены только ключевые фигуры проекта. Да и то лишь те, кто согласился перебраться из США в Китай.

Впрочем, недостатка в собственных кадрах у китайцев быть не должно, поэтому в скором времени стоит ожидать появление следующей модели летающего автомобиля. Пока же Terrafugia Transition получила сертификат летной годности в США, что позволяет машине совершать полеты. Самое интересное в том, что Terrafugia Transition до сих пор не сертифицирована как автомобиль. То есть летать она может, а вот передвигаться по дорогам пока нет. Ожидается что дорожная сертификация будет завершена в следующем году и тогда любой, кто готов раскошелиться на 250 000 долларов, сможет стать обладателем этого американо-китайского летающего автомобиля. Не забыв при этом получить лицензию пилота.