Мороз и бодрый аккумулятор - день чудесный!
Как комплексно проверить и подготовить свой автомобиль к зиме, мы рассказывали в предыдущей статье. Однако зима на носу, а значит пора вспомнить о большой и тяжелой штуке под капотом - аккумуляторной батарее.
Открываем этот самый капот и ищем аккумулятор. Осмотрим его снаружи - чистый ли он? Потрогаем руками - надежно ли затянуты клеммы и хорошо ли закреплена сама батарея. Отсюда три важных правила:
- Аккумуляторная батарея должна быть чистой - через слой грязи и коррозии (белый налет на клеммах) электричество будет "убегать" из аккумулятора "налево". Оттирать грязь лучше всего ветошью, смоченной раствором пищевой соды.
- Клеммы должны быть тоже чистые и крепко затянуты. Имеет смысл смазать их какой-либо консистентной смазкой типа "литол 24". Бывают и более специальные смазки для этих целей.
- Аккумулятор должен быть надежно закреплен на штатном месте. Лишние вибрации для него очень вредны.
Теперь осмотрим аккумуляторную батарею более внимательно. Если сверху на ней есть несколько пробок в ряд (или они спрятаны под общей крышкой), тогда это обычная батарея. Если никаких способов заглянуть внутрь нет, такая батарея является необслуживаемой. В первом случае аккуратно выковыриваем грязь (чтобы внутрь не попала) и вывинчиваем пробки. Заглянем в каждую банку. Уровень электролита должен быть выше пластин. Часто в отверстии можно увидеть некую загогулину - это индикатор нормального уровня электролита. Если уровень ниже допустимого (пластины не покрыты электролитом), следует долить дистиллированной воды (продается и в аптеках, и в магазинах запчастей). Причем доливать нужно именно дистиллированную воду, а не готовый электролит! Доливайте аккуратно, чтобы не перелить! Если есть под рукой ареометр и вольтметр, то стоит померять плотность электролита и напряжение на клеммах. Плотность электролита полностью заряженной батареи составляет 1.27-1.28 г/см3, напряжение - 12.6 вольта. В реальности эти цифры наверняка окажутся ниже. Поэтому тащим аккумулятор в теплое помещение, но не в квартиру! Внимательно читаем инструкцию от зарядного устройства и строго ей следуем.
Необслуживаемый аккумулятор может иметь "глазок" - индикатор состояния. Зеленый цвет означает норму, красный - разряд. До электролита там не добраться, а напряжение на клеммах померять можно и нужно. (см. выше).
Полноценная зарядка аккумулятора может занять от нескольких часов до суток, а то и двух. То есть надо быть морально готовым некоторое время походить пешком.
И в заключение несколько слов о безопасности:
- Электролит, что внутри аккумуляторной батареи, есть разбавленная серная кислота. Разбавленная, но все равно опасная. И для кожи, и для глаз. Про попадание внутрь даже и говорить не буду.
- Рядом с аккумулятором не должно быть никакого открытого огня, даже сигареты! Пары электролита, особенно в процессе заряда, очень взрывоопасны!
Scriptio: Геннадий Звонов, технический консультант.