Статьи

Немецкий надзор

Фото Юрия Ветрова и DEKRA с сайта autoreview.ru

Звенящую тишину альпийских гор нарушает зловещий грохот металла и треск бьющегося стекла — мотоциклист столкнулся с универсалом Ford Focus. Катастрофа? Ничего страшного — это был краш-тест, организованный немецкой компанией DEKRA. Правда, манекены не были инструментированы, а без датчиков нет и информации о возможной тяжести последствий столкновения. Но этот демонстрационный краш-тест — лишь верхушка огромного айсберга заботы о безопасности.

Звенящую тишину альпийских гор нарушает зловещий грохот металла и треск бьющегося стекла — мотоциклист столкнулся с универсалом Ford Focus. Катастрофа? Ничего страшного — это был краш-тест, организованный немецкой компанией DEKRA. Правда, манекены не были инструментированы, а без датчиков нет и информации о возможной тяжести последствий столкновения. Но этот демонстрационный краш-тест — лишь верхушка огромного айсберга заботы о безопасности.

– DEKRA? — пограничник в Домодедово наморщил лоб. — Это же гоночная команда, за которую выступал Шумахер!

В России эту аббревиатуру знают только энтузиасты автоспорта — в начале карьеры Михаэля DEKRA действительно была его персональным спонсором. На самом деле DEKRA — это Deutscher Kraftfahrzeug Berwachungsverein: «Немецкий союз автомобильного надзора» возник в 1925 году в Берлине по образу и подобию технической инспекции котлонадзора Dampkessel Uеberwachungsverein, ныне TUV. Значительная часть автомобильных аварий в то время происходила по причине неисправностей: то рулевая сошка отскочит, то оборвется трос привода тормозов… От добровольной технической инспекции владельцам коммерческого транспорта была прямая выгода — меньше аварий, больше прибыль. С 1951 года техосмотр стал в Германии обязательным, а еще через год DEKRA перенесла штаб-квартиру из Берлина в Штутгарт — бизнес расширялся неимоверными темпами.

Сейчас кружок с треугольным логотипом вверху и зеленой надписью «DEKRA» в центре — точно такой же «немецкий знак качества», как и восьмиугольник TUV с синей каймой. Но если конек ТЮФов — это прежде всего промышленная экспертиза, то есть проверки различного производственного оборудования, то DEKRA специализируется именно на автомобилях. Например, декровскими методиками и справочниками пользуются все немецкие страховщики при оценке подержанных автомобилей и ущерба при ДТП.

DEKRA регулярно проводит краш-тесты популярных в Германии подержанных машин в возрасте от шести до 15 лет — таких, как этот Audi A4 1996 года. Согласно исследованиям немцев, не тронутые ржавчиной 15-летние кузова сохраняют не менее 70% прочности и жесткости

Лабораторные краш-тесты — от обычных сертификационных ударов до испытаний монококов Формулы-1 на скорости 240 км/ч — DEKRA проводит в немецком городе Ноймюнстере. Исследованиями и разработкой прототипов занимаются в технологическом центре в городке Клетвице. Но наиболее значимую часть работы, как считают сами немцы, делают в Штутгарте: взаимодействуя с полицией и страховыми компаниями, там собирают и анализируют статистику аварий. На ее основе составляют всеобъемлющий годовой отчет: какие аварии наиболее опасны, каковы тенденции, и, самое главное, как уменьшить риск для всех участников дорожного движения.

У нас в России этот подход пока неизвестен. Сбором статистики о ДТП занимается ГИБДД, ее анализом — вообще никто. Наши страховые компании интересуются лишь «убыточностью» их бизнеса и минимизацией выплат — разбираться в причинах аварий им недосуг. Невыгодно!

Типичная авария для «пробки» на автобане: Ford Escort на скорости 80 км/ч врезается в стоящий за двумя BMW пятой серии Fiat Punto . Эксперимент убеждает в справедливости законов физики — крепче всего достается наиболее легкому автомобилю и тому, кто стоит в «очереди» последним

У европейских страховщиков совершенно иной подход. Там аварии, особенно те, которые связаны с тяжелыми травмами или летальным исходом, означают колоссальные выплаты пострадавшим. Поэтому страховые компании материально заинтересованы в том, чтобы на дорогах был порядок. А чтобы понять, как его навести, нужно собрать обширную и достоверную статистику, проанализировать ее и сделать выводы. Именно этим и занимается DEKRA. Для страховщиков ее отчеты — кладезь знаний!

Без подобной статистики вряд ли можно было бы предположить, что более 50% аварий со смертельным исходом в Европе происходит не на скоростных магистралях, а на второстепенных «сельских» дорожках. Например, в 2007 году на их долю в Финляндии приходилось 75%, а в Норвегии — и вовсе 87% всех погибших. Вот где нынче кроется главная опасность! Почему? Во-первых, потому что на главных магистралях Европы порядок уже наведен. А вот на сельских дорожках — ни разделительного отбойника, ни освещения, есть крутые обочины и деревья по бокам. Да и опасных объектов куда больше: тракторы, медленные грузовики…

Подобные взрывы — часть проверок производственного оборудования на безопасность. Для этого DEKRA в 2004 году приобрела «промышленное» отделение Norisko, на него сейчас приходится только 20% оборота компании. А 80% до сих пор обеспечивают автомобили и обучение водителей

Главное, чем известна DEKRA, — техосмотр: за прошлый год в Европе заветную наклейку получили более 22 миллионов автомобилей. Купить ее нельзя — не то что в России с ее милицейской монополией на техническую проверку

Для показательных краш-тестов DEKRA использует вот такие простейшие «болваны» без датчиков-акселерометров

Скатившаяся с разогнанной до 50 км/ч тележки старенькая Micra должна была удариться о «дерево» крышей, но не докрутила четверть оборота. Даже такое столкновение, похожее на «столбовой удар» EuroNCAP, показывает, насколько опасны деревья рядом с дорогой: салон смялся на треть

Как донести эту важную информацию до обычного бюргера? Вот для этого DEKRA и проводит показательные краш-тесты. Например, удар автомобиля со скорости 80 км/ч в прицеп, перегородивший дорогу, — якобы тракторист не рассчитал, что машина движется так быстро. Старенький Audi А4 подныривает под «телегу» — крыша сминается до заднего стекла: лонжероны попросту не работают, стойки снесены... И без манекенов ясно, что шансов выжить при подобном столкновении — минимум.

Главный капитал, который немцы зарабатывают подобным образом, — репутация. И к ней они относятся с особым трепетом. К примеру, после провальных краш-тестов немецкого автоклуба ADAC автомобилей марки Brilliance DEKRA повторила испытания уже по заказу китайцев. Немецкие инженеры даже согласились довести Brillance BS6 до четырехзвездочного рейтинга EuroNCAP, но потребовали гарантий того, что все сделанные ими доработки будут обязательно внедрены на серийных автомобилях. После чего китайцев и след простыл…

Грузовой прицеп без противоподкатных брусьев опасен для легковушек при столкновении на любой скорости: лонжероны просто не имеют возможности погасить энергию столкновения. А крыша автомобиля, подъехавшего под прицеп на скорости 33 км/ч, сминается до средней стойки (верхнее фото), на 80 км/ч — полностью (нижнее фото)

Сможет ли DEKRA делать нечто подобное в России? Пока немцы совершают у нас первые осторожные шажки — предлагают оценку подержанных автомобилей и ущерба от ДТП по немецким стандартам, пытаются наладить взаимодействие российских страховых компаний с западными коллегами в рамках программы «Зеленая карта»… Отдадут ли им наши власти хотя бы часть лакомого сертификационного пирога или, например, технического осмотра? Если да, то мы воочию убедимся в том, какая это сила — конкуренция репутаций.

Scriptio: Юрий Ветров.