Статьи

Обзор узкоколейной дрезины ТД-5У

Дрезина — романтический транспорт из фильмов про забытые богом края и революцию 1917 года. В числе её «клиентов» — сталкер, старуха Шапокляк, лирически настроенные отшельники, безбашенные комсомольцы и комиссары всех мастей.

Дрезина — романтический транспорт из фильмов про забытые богом края и революцию 1917 года. В числе её «клиентов» — сталкер, старуха Шапокляк, лирически настроенные отшельники, безбашенные комсомольцы и комиссары всех мастей.

Каюсь: когда я увидел этот экзотический аппарат на выставке технического эксклюзива, подумал, что ТД-5У — редкость несусветная. Копнув тему поглубже, выяснил, что подобные мотодрезины и сегодня служат подручным транспортом — причём порой единственным — жителям отдалённых регионов. Не говоря уже о профессионалах-железнодорожниках, которые кое-где по сей день эксплуатируют эту моторизованную тележку. И от этого она стала ещё интереснее.

Рельсовые велики

Идея поставить на рельсы тележку с сиденьем, на которой несколько человек могли бы покрыть десяток вёрст, не могла не родиться вслед за более вместительным подвижным составом — настолько соблазнительно легко катились стальные колёса по гладким рельсам. Даже мускульного привода на железной дороге оказалось достаточно для уверенного передвижения на небольшое расстояние путевых бригад и нарочных со срочными депешами. Апогеем простоты стали железнодорожные велосипеды с боковым подпорным роликом для второго рельса, но... Вовремя появились моторизованные дрезины — и коварная старуха Шапокляк, кажется, стала последней, кто в новейшей истории передвигался по рельсам силой собственных мускулов.

Железнодорожники делят свою «подсобную» технику на два вида — съёмную и несъёмную. Наша дрезина считается съёмной — это значит, что по прибытии на место назначения, а также при встрече с поездом или иным «сородичем» её можно снять с путей и поставить «на обочину». С учётом внушительного веса ТД-5У (310 кг), ведомственная инструкция обязывает ездить на этой дрезине в составе экипажа не менее как из четырёх человек — чтобы они смогли быстренько подхватить свою тележку и убрать её с путей ввиду приближающегося поезда.

Когда-то давно первой версии ТД-5 дали торговую марку «Пионер» — с тех пор в народе за таким транспортом закрепилось общее прозвище «Пионерка». Причём оно касается не только фабричных дрезин, но и любой «самоделки» подобного рода, коих в российской глубинке, оказывается, и сегодня предостаточно.

Читать далее на сайте kolesa.ru