Статьи

Они учатся

BYD F3. Фото Степана Шумахера с сайта autoreview.ru.

К тому моменту, когда вы прочтете эти строки, BYD F3 уже будет разбит о бетонный куб в лаборатории пассивной безопасности. Не исключено, что та же участь постигнет и три других седана: Chery Fora, Lifan Breez и Iran Khodro Samand Soren. Первые два сделаны в Китае, а Samand - в Иране. Но пока машины способны передвигаться своим ходом, грех их не сравнить.

"Димин папа никак не мог купить хорошую машину. Ему в магазинах все время подсовывали какую-то ерунду: то без мотора, то без колес.

- Когда ты купишь нормальную машину? - спрашивал Дима.

- Завтра, если повезет…"

Это отрывок из книги Артура Гиваргизова "Он учится" - околоавтомобильные истории о маленьком мальчике. В автосалонах Ростокино-Лада ее дарят всем покупателям китайских седанов BYD F3. Теперь такая книга есть и у нас: за 355 тысяч рублей мы купили BYD F3 в базовой версии G-i - с кондиционером, но без подушек безопасности и АБС. Купили не для ресурсных испытаний. Шеф хоть и бывает скуп, но все же не позволяет сотрудникам подолгу ездить на китайских машинах, тем более без подушки безопасности. Бережет кадры.

К тому моменту, когда вы прочтете эти строки, BYD F3 уже будет разбит о бетонный куб в лаборатории пассивной безопасности. Не исключено, что та же участь постигнет и три других седана: Chery Fora, Lifan Breez и Iran Khodro Samand Soren. Первые два сделаны в Китае, а Samand - в Иране. Но пока машины способны передвигаться своим ходом, грех их не сравнить.

Видимо, мы сделали что-то не так. Потому что за сутки до нашего краш-теста было объявлено, что поставки в Россию седанов BYD F3 в комплектации G-i прекращены. Не пользуются спросом? Но именно такие машины, без подушек безопасности, уже выбрали 257 человек. Счастливчики: считай, урвали раритет…

BYD F3. Фото Степана Шумахера с сайта autoreview.ru.

BYD F3 - это китайская попытка скопировать Тойоту Короллу предыдущего поколения, но с гидроусилителем руля вместо электрического. Двигатель Mitsubishi сделан по лицензии.

Lifan Breez - копия Ситроена ZХ с нелицензионным же мотором Toyota.

Samand Soren - вполне легитимное продолжение знаменитого Peugeot 405, снятого с производства во Франции в 1997 году.

А Chery Fora, хоть и "китаец", но уже не слизан! Новая задняя подвеска, новый, разработанный именитой австрийской компанией AVL, мотор. И внешность уже не пугает.

За два года, прошедших с прошлого теста Саманда, в салоне ничего не изменилось. Большой шершавый руль, неуклюжие ползунки управления "печкой" и низкая посадка в мягких креслах.

Посадка во всех "китайцах" иная: высокая, спинка выпирает, подушка установлена горизонтально, диапазон продольной регулировки мал. Но Fora лучше: приемлемые жесткость и рельеф кресла, кожаный руль, читаемые приборы. И материалы уже не вызывают желания немедленно выйти вон.

Внутри BYD F3 — почти Toyota Corolla. Но только до тех пор, пока не ощутишь всю «прелесть» негостеприимных кресел и дешевого пластика. А уж запах…Фото Степана Шумахера с сайта autoreview.ru.

Чего не скажешь о седане BYD F3. Гулкие шершавые панели, бликующие приборы, худосочный обод руля… Тихий ужас. Или не тихий? Узнаем чуть позже.

Lifan Breez - вот он, солидный седан за смешные деньги! Глянешь на переднюю панель - "единичка" BMW, переведешь взгляд на дверную обивку - Mercedes С-класса. Жаль, руль липкий.

Внешне BYD F3 — словно Toyota Corolla после не самого аккуратного кузовного ремонта. В движении — хорошая плавность хода и «фамильная» тойотовская склонность к заносу в ходовых виражах. Фото Степана Шумахера с сайта autoreview.ru.

Декларируемый объем багажника Лифана - 630 литров! Интересно, какими такими литрами они его измеряли? В лучшем случае он такой же, как у Форы, - 483 литра, но без каски к такелажным работам лучше не приступать: даже дети ростом 140 см рискуют расшибить лоб об острую кромку крышки. Багажники остальных машин безопаснее и соответствуют размеру проемов: большой и прямоугольный отсек Саманда лучше всех (и обивка очень качественная), у Форы все на твердую "четверку", а вот F3 огорчает не только туго закрывающейся крышкой, коротким проемом, но и сильно выпирающими арками и усилителями.

А где хуже всего пассажирам? В самой длинной и широкой машине, в Chery! Голени упираются в жесткую поперечину переднего кресла, а голова - в потолок. После этого неплохо даже в Лифане, а BYD и Samand - что представительские седаны. Бытие в Chery если не определило, то подправило сознание.

Chery Fora. Фото Степана Шумахера с сайта autoreview.ru.

Вот и дядя Ваня Шадричев, натерпевшись на динамометрической дороге с другими машинами, тихим словом похвалил BYD F3: уже, говорит, напоминает автомобиль. Только бы дядю Ваню в Китай не заманили! Впервые за всю историю тестов подобных полуфабрикатов ему без особых усилий удалось аж на 0,3 секунды улучшить паспортное время разгона, причем на необкатанном автомобиле (пробег был около 600 км): до 100 км/ч - за 12 секунд! На нем же он "перетормозил" все машины теста, оснащенные АБС, - 45 метров со 100 км/ч. Нам тоже понравились тормоза, но за отсутствие АБС мы оценку снизили - какая-никакая, она все же поможет неопытным водителям замедляться, уворачиваясь от препятствий. И разгон за пределами "динамки" был неплох: мотор тяговит с холостого хода вплоть до конвульсий ограничителя на 6500 об/мин.

Гармоничный дизайн, приемлемое качество сборки... Fora уже похожа на нормальный автомобиль! Фото Степана Шумахера с сайта autoreview.ru.

Fora не дотянула до "паспорта" секунду. Здесь есть АБС, но работает плохонько: педаль буквально пляшет под ногой, а сам автомобиль остановился только через 48 метров.

Chery Fora. Фото Степана Шумахера с сайта autoreview.ru.

Отозвался дядя Ваня и об иранском скакуне: дохлая, говорит, лошадка случилась. Коробка работает нечетко, мотор сбоит. Разгон до сотни - на 2,6 секунды дольше обещанного. Тормоза и того хуже - замедление растет с опозданием, хотя останавливается Samand почти вровень с BYD F3.

Цитицировать отзывы дяди Вани о Лифане мы не будем: школьники нас тоже читают. Нам же, закаленным, из сказанного удалось вычленить, что педаль газа по-гоночному короткоходна, сцепление "ведет" (на спидометре всего 1600 км), а передачи включаются через раз на третий. Лучший результат - 13,6 с до 100 км/ч при паспортных 10,5 с.

Даже спустя десятилетия шасси Peugeot 405 поражает сочетанием благородной управляемости и отменной плавности хода, даже несмотря на иранский «тюнинг» с увеличенным на 40 мм клиренсом. Фото Степана Шумахера с сайта autoreview.ru.

Тормоза - мрак. Начало замедления не чувствуется: каждое прикосновение к педали - клевок! Продавишь сильнее - педаль встает колом и начинает стрекотать АБС. Со 100 км/ч Lifan останавливается на четыре метра дальше, чем вазовская "четверка" и ижевская Ода, - 53,3 метра! Страшно?

Интерьер Сорена с псевдодеревянными панелями и источающей фенол обивкой обещают изменить. Мы же ездили на машине в иранской спецификации — фактически это тот же Samand, что был у нас и два года назад, только с кожаным салоном и телевизором вместо прежнего «баяна» на центральной консоли. Фото Степана Шумахера с сайта autoreview.ru.

Нет, страшно станет сейчас. Ты делаешь сколько-нибудь резкий маневр - и Lifan проваливается в занос. На сухом асфальте! А если ненароком сбросить газ на разворотной петле… Гляньте на кадры, сделанные по ходу "лосиного теста": скорость - 65 км/ч, сухо, но с Лифаном не может совладать даже многоопытный эксперт! А много ли среди владельцев Лифанов водителей с таким же "накатом", как у Дивакова или Цыпленкова? Срисовать французскую заднюю подвеску еще не значит научить автомобиль ездить.

Может, нам попался уникальный экземпляр, специально подготовленный для гонок Lifan series? Это бы многое объясняло. И заглушающий все и вся рев мотора, и дубовую подвеску, и "раллийную" настройку управляемости...

Chery Fora своими повадками напомнила о замашках фирмы на американский рынок. Ленивые реакции на невесомую и "пустую" баранку, мягкое прохождение мелких и средних неровностей - и стойкая аллергия к крупным кочкам, усиленная в поворотах жесткими ударами со стороны руля. Но раскачка на волнах невелика, снос в виражах - в приемлемых рамках, а под сброс газа можно дождаться заноса. Но он будет резким: на Форе лучше не шустрить. Тем более что под тягой машину уводит вправо - из-за большой разницы в наклонах полуосей.

Мотор Chery гудит тише, но общий уровень шумов все равно угнетает: скрипит пластик, по днищу барабанят камни, после 80 км/ч в зеркалах воет ветер, на шершавом асфальте, как и на трех других "китайцах", все заглушают шины, а при остановках воет… бензонасос.

Samand едет лучше. Пусть адаптация шасси для езды по буеракам и привела к частичной потере устойчивости на прямой, но руль информативен, а реакции на газ в поворотах и вовсе отозвались теплыми воспоминаниями о "настоящем" Peugeot 405.

Lifan Breez. Фото Степана Шумахера с сайта autoreview.ru.

А как себя ведет наш "смертник" BYD F3? Несмотря на ужасное качество изготовления (замазанные герметиком зазоры на стыках кузовных панелей местами больше пяти миллиметров!), повадки машины все же напомнили прообраз - Короллу предыдущего поколения. На прямой - так просто хорошо. Руль пустоват в "околонулевой" зоне, но более сильные отклонения сопровождаются ожидаемым нарастанием усилия, внушающим чувство уверенности. Не покидает оно и в виражах: надежное, почти без раскачки движение на дуге. Досаждает только вибрация от микронеровностей, зато разнокалиберные ямы BYD разравнивает, как асфальтоукладчик.

Lifan Breez внутри — скрипучая пародия на «единичку» BMW. Зато есть две подушки безопасности. Фото Степана Шумахера с сайта autoreview.ru.

Итак, победителем этого теста… Какой, к черту, победитель? Как и пару лет назад, дальше других от дна оторвался Samand. Кресла неудобны, тормоза невнятны. А надежность? Быстро изнашиваются распредвалы, рассыпаются и клинят коробки передач, протекают уплотнения…

Еще ниже - Chery Fora. Провода от датчиков АБС трутся о чехлы шрусов, климат-контроль поддерживает все что угодно, но только не заданную температуру в салоне. Но уже есть повод говорить об эргономике, хотя об управляемости пока речи нет.

BYD F3 мог бы даже обогнать Samand, будь у него откидная спинка заднего дивана. Едет вполне сносно.

А совсем на дне - Lifan.

И мы уже слышим гневные возгласы: зажрались, оторвались, предали… Не зажрались и не предали!

Lifan Breez. Фото Степана Шумахера с сайта autoreview.ru.

Да, не каждый готов потратить на новый автомобиль миллион. Но ведь и за 300 тысяч рублей уже можно купить настоящий автомобиль, разработанный и выпускаемый серьезными производителями! Именно разработанный, а не бездумно скопированный - без малейшего представления о нормальной эргономике и об активной, уже не говоря о пассивной, безопасности. Мы не зажрались. Но и не растеряли чувства собственного достоинства. Жив и инстинкт самосохранения.

Вот что любопытно. В России не первый год действуют практически те же правила сертификации, что и в Европе, а начиная с июля этого года - наконец-то! - еще и правило ЕЭК ООН R94, предусматривающее успешное прохождение краш-теста со скорости 56 км/ч. Мало того, ввиду "российской специфики эксплуатации" были введены и дополнительные требования, касающиеся, в частности, управляемости: автомобиль должен пройти специальный тест, иначе будет признан опасным и продавать его не разрешат. И сам собой возникает вопрос. Почему лишь считанные автомобили из Китая получили "сертификационный" доступ на рынки Западной Европы, а в Россию проникли все кому не лень? Почему наша страна позволила использовать себя в качестве испытательного полигона, а россиян - в качестве манекенов на период конструктивной доводки китайских машин до того уровня, который устроит Западную Европу?

Вопрос, конечно, не к читателям. Точнее, не ко всем читателям. Но каждый, кто встает перед выбором доступного автомобиля, должен подумать и о том, устраивает ли его роль манекена. Это - о чувстве достоинства и инстинкте самосохранения. Кстати, по английски такие манекены называют dummy, "болван".

"Папа надеялся, но на следующий день покупал опять - без мотора или без задней двери. Тогда Дима всегда замечал:

- У нас уже пятнадцать машин и ни одна не ездит. Лучше больше не покупать.

И папа всегда соглашался…"

Это опять из книжки "Он учится". У кого учится? Диву даешься, как у такого папы-идиота завелись деньги аж на пятнадцать новых машин. И как у него мог появиться такой смышленый сын?

Экспертные оценки Авторевю

Иллюстрация с сайта autoreview.ru.

|Экспертные оценки Авторевю||||||| |Оцениваемые параметры|Макс. балл|Автомобили||||Почему?| |BYD F3|Chery Fora|Iran Khodro Samand Soren|Lifan Breez| |Эргономика |200|154|154|147|146|У Форы наиболее удобные кресло и руль. В BYD F3 геометрия посадки хуже, Iran Khodro огорчил мягким креслом с недостаточным диапазоном регулировки спинки, а Lifan удовлетворит только самых неприхотливых. Массивные задние подголовники и скромные зеркала ухудшают обзорность Форы| |Рабочее место водителя|100|72|79|69|66| |Обзорность|100|82|75|78|80| |Динамика|290|221|211|215|168|Управлять разгоном седана BYD F3 приятно, Fora - чуть хуже, а Samand и Breez огорчают не только медленным набором скорости, но и отвратительными приводами сцепления и КПП. Оценка неплохих тормозов F3 снижена за отсутствие АБС. Iran Khodro плох обратной связью, Chery - грубой работой АБС, а Lifan и тем и другим. Samand управляется просто и надежно, Lifan откровенно опасен| |Разгонная динамика |90|74|71|63|61| |Тормозная динамика|110|80|77|80|57| |Управляемость |90|67|63|72|50| |Ездовой комфорт |250|181|186|195|159|Samand комфортен и тих. Fora и F3 передают чуть больше колебаний на кузов и существенно больше шумов в салон. Гул шин и двигателя в жестковатом Лифане давит на уши сильнее всех. Автоматическое управление кондиционером есть только у Chery| |Плавность хода, виброзащита|100|80|80|85|70| |Акустический комфорт|80|56|56|65|44| |Микроклимат|70|45|50|45|45| |Комфорт салона|260|134|166|164|149|Простор и уют Саманда и F3 не сравнить с теснотой Бриза и неудобной посадкой в Chery (голова подпирает потолок, голени - жесткую поперечину переднего кресла). Багажник Саманда большой и аккуратный, в Форе он меньше, грузить-разгружать Breez небезопасно. Такова и трансформация цельного дивана Лифана. Орудовать откидными спинками в Chery удобнее, но открываемый лаз невелик. У Саманда - только лючок джя лыж, а цельная спинка в F3 прикручена наглухо| |Пассажирские места|100|73|62|75|66| |Багажник|90|61|68|75|52| |Трансформация салона|70|0|36|14|31| |Суммарный балл |1000|690|717|721|622 | |

|Паспортные данные||||| |Параметры|Автомобили|||| |BYD F3|Chery Fora|Iran Khodro Samand Soren|Lifan Breez| |Тип кузова|4-дверный седан|4-дверный седан|4-дверный седан|4-дверный седан| |Число мест|5|5|5|5| |Объем багажника, л|460|483|500|630| |Снаряженная масса, кг|1200|1290|1200|1155| |Полная масса, кг|1575|1665|1610|1580| |Двигатель|бензиновый, с распределенным впрыском|||| |Расположение|спереди, поперечно|спереди, поперечно|спереди, поперечно|спереди, поперечно| |Число и расположение цилиндров|4, в ряд|4, в ряд|4, в ряд|4, в ряд| |Рабочий объем, см³|1584|1971|1761|1587| |Диаметр цилиндра/ход поршня, мм|76,0/87,3|83,5/90,0|83,0/81,4|81,0/77,0| |Степень сжатия|9,5:1|10,0:1|9,5:1|9,5:1| |Число клапанов|16|16|8|16| |Макс. мощность, л.с./кВт/об/мин|100/73,5/6000|129/95/5500|100/74/6000|106/78/6000| |Макс. крутящий момент, Нм/об/мин|134/4500|180/4000|153/3000|137/4500 - 4800| |Коробка передач|механическая, 5-ступенчатая|механическая, 5-ступенчатая|механическая, 5-ступенчатая|механическая, 5-ступенчатая| |Передаточные числа| |||| |I|3,58|3,55|3,45|3,18| |II|1,95|2,05|1,87|1,90| |III|1,34|1,35|1,28|1,25| |IV|0,98|0,97|0,95|0,91| |V|0,80|0,82|0,74|0,70| |задний ход|3,42|3,33|3,33|3,08| |главная передача|4,05|4,19|4,53|4,31| |Привод|передний|передний|передний|передний| |Передняя подвеска|независимая, пружинная, McPherson|||| |Задняя подвеска|полузависимая, пружинная|независимая, пружинная, многорычажная|независимая, торсионная, на продольных рычагах|независимая, торсионная, на продольных рычагах| |Передние тормоза|дисковые, вентилируемые|дисковые, вентилируемые|дисковые, вентилируемые|дисковые, вентилируемые| |Задние тормоза|дисковые|дисковые|барабанные|барабанные| |Шины|195/60 R15|195/55 R15|185/65 R15|185/60 R14| |Максимальная скорость, км/ч|170|185|185|170| |Время разгона 0 - 100 км/ч, с|12,3|11,0|11,9|10,5| |Расход топлива, л/100 км| |||| |городской цикл|8,0|12,0|9,2|8,0| |загородный цикл|6,3|8,4|6,8|6,5| |смешанный цикл|7,5|9,2|8,5|н.д.*| |Емкость топливного бака, л|50|52|70|51| |Топливо|бензин АИ-92 - 95|бензин АИ-92 - 95|бензин АИ-92|бензин АИ-92 - 95| |* Н.д. - нет данных|||||

|Некоторые результаты измерений Авторевю|||||| |Параметры||Автомобили|||| |BYD F3|Chery Fora|Iran Khodro
Samand Soren|Lifan Breez| |Максимальная скорость, км/ч||181,4|183,4|169,0|166,5| |Время разгона, с|0 - 50 км/ч|3,6|3,7|4,8|3,8| |0 - 100 км/ч|12,0|12,1|14,5|13,6| |0 - 150 км/ч|30,5|30,3|41,8|38,6| |на пути 400 м|18,1|18,2|19,6|18,9| |на пути 1000 м|33,5|33,6|35,8|35,1| |60 - 100 км/ч (III)|8,9|7,8|9,2|8,8| |60 - 100 км/ч (IV)|13,0|11,9|12,1|12,8| |80 - 120 км/ч (V)|20,1|19,2|19,3|21,9| |Выбег, м|с 50 км/ч|636|584|551|617| |130 - 80 км/ч|971|956|924|929| |160 - 80 км/ч|1438|1424|1409|1383| |Торможение со скорости 100 км/ч|путь, м|45,0|48,1|45,8|53,3| |замедление, м/с2|8,6|8,0|8,4|7,2|

|Оснащение участвовавших в тесте автомобилей ||||| |Оснащение|Автомобили|||| |BYD F3|Chery Fora|Iran Khodro Samand Soren|Lifan Breez| |Цена базовой версии, руб.|354900|414500|н.д.*|318000| |Фронтальная подушка безопасности водителя| - |+|+|+| |Фронтальная подушка безопасности пассажира| - |+| - |+| |Боковые подушки безопасности| - |+| - | - | |АБС| - |+|+|+| |Усилитель рулевого управления|+|+|+|+| |Регулируемая по углу наклона рулевая колонка|+|+|+|+| |Мультифункциональное рулевое колесо| - |+| - | - | |Отделка рулевого колеса кожей| - |+| - | - | |Центральный замок|+|+**|+**|+| |Электропривод наружных зеркал|+|+|+|+| |Обогрев наружных зеркал| - |+|+| - | |Электростеклоподъемники передних и задних дверей|+|+|+|+| |Регулировка сиденья водителя с электроприводом| - |+|+***| - | |Задние подголовники| - |+| - |П| |Дистанционный замок лючка бензобака|+|+| - | - | |Кондиционер|+|+|+|+| |Климат-контроль моно| - |+| - | - | |Складывающееся заднее сиденье| - |+| - |+| |Лючок для длинномеров| - | - |+| - | |CD-магнитола| - |+|+|П| |CD-чейнджер| - |+| - | - | |DVD-проигрыватель с ТВ-приемником| - | - |+| - | |Маршрутный компьютер| - |+| - | - | |Отделка салона кожей| - |+|+|П| |Противотуманные фары| - ****|+|+|+| |Легкосплавные колеса| - |+|+|П| |Полноразмерное запасное колесо|+|+|+|+| |Радар парковки задний| - |+| - | - | |Окраска "металлик"|+|+| - |+| |Металлическая защита моторного отсека| - |+|+| - | |Шины|Wingro GT Radial 195/60 R15|Champiro 128 GT Radial 195/55 R15|Goodyear Eagle Ventura 185/65 R15|Champiro 128 GT Radial 185/60 R14| |Цена тестируемого автомобиля, руб.|354900|414500|н.д.|333000| |*Н.д. - нет данных. Iran Khodro Samand Soren появится в продаже осенью по цене около 400 тысяч рублей, комплектация товарных машин будет отличаться от модификации, предоставленной на тест||||| |**С дистанционным управлением||||| |*** Только наклон спинки||||| |**** Имитация||||| |(+) Комплектация базовой версии ( - ) В базовой комплектации отсутствует (О) Опции, установленные на участвовавшие в тесте автомобили||||| |(П) Оснащение, входящее в пакетную комплектацию автомобиля|||||

|Точность показаний спидометра||||||||| |Автомобили|Показания спидометра, км/ч|||||||| |40|60|80|100|120|140|160|180| |Истинная скорость, км/ч|||||||| |BYD F3|38|59|79|99|119|140|160|180| |Chery Fora|37|56|75|94|114|134|153|172| |Iran Khodro Samand Soren|35|53|73|92|111|129|148|167| |Lifan Breez|37|58|78|95|114|134|153| - |

|Диаметр разворота автомобилей||||| |Автомобиль|BYD F3|Chery Fora|Iran Khodro
Samand Soren|Lifan Breez| |По следу внешнего переднего колеса, м|10,46|10,36|10,19|10,68| |По внешнему переднему габариту, м|11,29|11,12|10,95|11,30| |Число оборотов руля от упора до упора|3,4|3,25|3,2|3,4|

Лось не уйдет!

Тест, имитирующий объезд внезапно возникшего препятствия, мы проводили в два этапа. В серии заездов эксперт определяет предельную скорость выполнения маневра. А затем пять водителей, уже знакомых с автомобилями в штатных режимах движения, пытались провести их по траектории с первой и единственной попытки на скорости 65 км/ч.

BYD F3. Фото Степана Шумахера с сайта autoreview.ru.

Iran Khodro неплох. Рулевое управление вполне информативно, но плата за это - огромный расход мышечной энергии. Всем пяти добровольцам этой энергии хватило - они объехали "лося", но испытатель сдался при скорости 73,5 км/ч.

Отдохнув, эксперт "переставил" BYD F3 на скорости 73,3 км/ч - и был чрезвычайно рад, что эта пытка завершилась. Сначала - слишком вялые реакции, а затем, уже на воображаемой встречной полосе - глубокий занос. По тем же причинам с маневром не справились двое из пяти "обычных" водителей.

Еще хуже ведет себя Chery Fora: абсолютно пустой руль "спотыкался" при быстром вращении: только одному добровольцу удалось выполнить маневр! А испытатель столкнулся с резким заносом, погасить который в рамках трехметровых коридоров оказалось невозможно. В итоге - 71,9 км/ч.

Самый опасный автомобиль - Lifan Breez. Одно неосторожное движение рулем на 60 км/ч - и занос неминуем. Даже испытатель, обладающий фантастической скоростью руления, не справлялся со скольжениями задней оси на скоростях более 69,9 км/ч. Забавно, что два волонтера все же сберегли "лося". Не иначе с испугу: они видели с чем столкнулся эксперт.

|Максимальная скорость выполнения "лосиного теста", км/ч|| |Автомобиль|Скорость | |BYD F3 |73,3| |Chery Fora |71,9| |Iran Khodro Samand Soren |73,5| |Lifan Breez |69,9|

|"Лосиный тест" с первой попытки на скорости 65 км/ч|| |Автомобиль|Маневр выполнили| |BYD F3 |3 водителя из 5| |Chery Fora |1 водитель из 5| |Iran Khodro Soren |5 водителей из 5| |Lifan Breez |2 водителя из 5|

Пассивно опасны?

К моменту публикации только один автомобиль из четырех участников теста прошел независимые испытание по методике EuroNCAP - BYD F3. Правда, по заказу продавцов на Дмитровском автополигоне были проведены кософронтальные удары со скорости 64 км/ч автомобилей Lifan Breez и BYD F3 (в топ-версиях, с двумя подушками безопасности), но ни на один из экспериментов представителей Авторевю не пригласили. Если верить информации допущенных на удары СМИ, результаты этих краш-тестов - один другого лучше.

BYD F3. Фото Степана Шумахера с сайта autoreview.ru.

Lifan Breez, проваливший осенью прошлого года заказанный дистрибьютором смещенный удар в лаборатории Дмитровского полигона на скорости 56 км/ч из-за того, что не сработала блокировка катушки ремня безопасности (манекен пассажира сильно ударился о переднюю панель и лобовое стекло), якобы набрал за фронтальный удар по методике EuroNCAP 12,5 балла. Ни один из критериев травмирования не превысил границ "оранжевой зоны" - то есть уровень защиты любой части тела манекенов "достаточный". Как и кем велся подсчет баллов? Как такое могло произойти с автомобилем, за основу которого взят разработанный в конце восьмидесятых годов Citroen ZX, если даже соплатформенный Peugeot 306 смог заработать только восемь баллов?

У седана BYD F3 шансов на неплохой результат больше. Ведь предметом подражания стала Toyota Corolla предыдущего поколения - один из лидеров в области безопасности того времени в классе С. Шесть лет назад Corolla с кузовом хэтчбек снискала похвалу экспертов EuroNCAP и заработала 12,5 балла за фронтальный удар - в условной опасности были только колени манекенов. По результатам испытаний на Дмитровском полигоне BYD F3 заработал 10,2 балла (сказалось отсутствие преднатяжителей и ограничителей усилия ремней безопасности). Сжатие грудной клетки составило 37 мм, критерий вероятности повреждения головы (HIC) - 786: уровень угрозы поднялся с "желтого" у Короллы до "оранжевого".

А "наш" BYD F3 был лишен не только преднатяжителей ремней, но и подушек безопасности, что не преминуло сказаться на защите головы и шеи. И хотя данные еще находятся в стадии обработки, уже сейчас можно смело сказать, что благодаря правильному выбору исходника BYD F3 не так опасен, как Chery Amulet и Geely Otaka. Но уровень защиты пассажиров все-таки ниже того, который обеспечивают грамотно спроектированные иномарки. Такие, например, как Hyundai Accent, лишенный, как и BYD, подушек безопасности в базовой комплектации.

Обзорность

Лучшую обзорность обеспечивает BYD F3: зеркала хороши по размерам и форме, едва выступающие полуподголовники не перекрывают широкий суммарный угол обзора в 273°, а водительский дворник не доходит до края стекла всего на сантиметр. В сухую погоду неплох и Lifan Breez - передние стойки тонкие (суммарный угол "слепых" зон всего 85,5°), зеркала большие: дорога - как на ладони. Мешают разве что задние подголовники да скромное салонное зеркальце, не вмещающее всю панораму заднего стекла. Но в дождь в широкой (10 см!) непрочищаемой зоне у левой стойки лобового стекла может спрятаться даже грузовик!

Несмотря на самый большой суммарный угол обзора в 283°, низко сидящему водителю Саманда постоянно мешают массивные треугольники крепления зеркал. Недоход левой щетки - целых шесть сантиметров.

Два главных просчета в обзорности Chery - крохотные зеркала и почти полностью перекрытое массивными подголовниками заднее стекло.

Светосила

Ночная съемка с одной и той же точки дает представление об эффективности работы фар. Но в случае с китайско-иранским квартетом свет оказался очень слабым! Поэтому при проверке ближнего света наш "зачетный" пешеход в белом халате стоял не в 80 метрах от автомобиля, как обычно, а на 15 метров ближе. Дистанцию для дальнего света сократили на 32 метра - до 128 метров. Во время фотосъемки в автомобилях находился только водитель, а корректоры фар были установлены в нулевое положение.

Дальний свет Сорена и Бриза освещает лишь узкую полосу. Но ближний свет… Например, Soren смог осветить пешехода лишь наполовину! А Chery Fora, лучший из "китайцев", едва-едва "добивает" до конуса в 56 метрах от машины - хотя пучок достаточно яркий, а светораспределение правильное. Что уж говорить о F3 и Бризе - первый светит буквально себе по колеса, а фары второго источают веер узконаправленных лучей.

Словом, ни на одном из этих автомобилей нельзя уверенно ехать по неосвещенной загородной дороге со скоростью выше 70 км/ч - страшно!

Что почем?

Дособранный в Черкесске Lifan Breez 1.3 (89 л.с.) с кондиционером, электропакетом, усилителем руля и противотуманными фарами стоит 275 тысяч рублей. Доплата за две подушки безопасности и центральный замок - всего 18 тысяч рублей. В автомобиле с двигателем 1.6 (106 л.с.) они есть уже "в базе", равно как и АБС. Цена - 318 тысяч рублей. Декларируемая дистрибьютором цена топ-версии с кожаным салоном, CD-магнитолой и легкосплавными колесами (этот автомобиль и участвовал в тесте) - 333 тысячи рублей, но большинство дилеров просят за такие машины на 7000 рублей больше. Lifan Breez с бразильским двигателем Tritec (1,6 л, 116 л.с.) в России больше не собирают - "двойной" импорт моторов (через Китай) оказался накладным.

Гарантия - два года или 60000 км пробега. Продажей автомобилей Lifan занимаются 38 дилеров в 30 городах России.

Iran Khodro Samand с восьмиклапанным мотором объемом 1,8 л (100 л.с.) в базовой комплектации оснащен бедно: кондиционера и задних электростеклоподъемников нет. При этом Samand на 49 тысяч рублей дороже, чем Lifan Breez, - 324 тысячи. Опции дороги: доплата за кондиционер - 31 тысяча рублей, полный электропакет, подогрев зеркал, бортовой компьютер и противотуманные фары - еще 9900 рублей, но за все сразу. Поэтому выгоднее за 381400 рублей купить Samand в топ-версии: мотор 1.8, есть АБС, CD-магнитола, парктроник и легкосплавные колеса. Или такой же Samand, но с более современным "шестнадцатиклапанником" объемом 1,6 л (110 л.с.) и подушкой безопасности водителя - 389500 рублей. Перелицованный Samand Soren 1.6 с аналогичным оснащением появится в продаже только в сентябре и будет стоить около 400 тысяч рублей. А в нашем тесте принял участие "переходный" автомобиль для иранского рынка с кузовом Сорена, интерьером Саманда и мотором 1.8, привезенный в Россию в качестве выставочного образца.

Гарантия - три года или 100000 км пробега. Продажей автомобилей Iran Khodro занимается 41 дилер в 33 городах России.

BYD F3 (1,6 л, 100 л.с.) без подушек безопасности и с "текстильным" салоном нам обошелся в 355 тысяч рублей, но вскоре дистрибьютором было принято решение о прекращении с 1 июня поставок в Россию этих версий. Правда, такие машины еще можно найти у дилеров. BYD F3 с двумя подушками безопасности, АБС, кондиционером, кожаным салоном, электропакетом, усилителем руля, центральным замком, CD-магнитолой и легкосплавными колесами стоит 374 тысячи рублей: Lifan Breez в аналогичной комплектации доступнее на 41 тысячу рублей, а Samand 1.6 с тканевым салоном - дороже на 15,5 тысяч. BYD F3 с люком в крыше и датчиком света стоит 394 тысячи рублей.

Гарантия - один год или 20000 км пробега (на двигатель и КПП - три года или 100000 км пробега). Продажей автомобилей BYD занимаются 69 дилеров в 33 городах России.

Chery Fora с мотором 1.6 (109 л.с.) уже в базовой версии имеет самое богатое оснащение: АБС, кондиционер, полный электропакет, CD-магнитола, подогрев зеркал, центральный замок и легкосплавные колеса. Цена - 375 тысяч рублей. Доплата за две подушки безопасности - 17 тысяч рублей. Принявшая участие в тесте двухлитровая топ-версия (129 л.с.) с четырьмя подушками безопасности, кожаным салоном, климат-контролем, электроприводом водительского сиденья, CD-чейнджером и парктроником стоит 414500 рублей.

Гарантия - два года или 60000 км пробега. Продажей автомобилей Chery занимаются 78 дилеров в 51 городе России.

|Стоимость проведения регламентного техобслуживания с расходными материалами и запчастями, руб.|||||| |Плановое обслуживание||Автомобили|||| |BYD F3|Chery Fora|Iran Khodro Samand|Lifan Breez| |Стоимость нормочаса||850|1100|650|850| |Пробег, км|2000|5000|5500|5500|3500| |10000|5510|6000|4500|5000| |20000|9890|7500|7400|6300| |30000|5070|6000|4500|7700| |40000|10800|13000|9500|6300| |50000|6900|6000|4500|7300| |60000|н.д.*|7500|15500|14700| |70000|н.д.|6000|4500|5000| |80000|н.д.|14000|9500|7000| |90000|н.д.|6000|4500|7400| |Итого|43170**|77500|69900|70200| |* Н.д. - нет данных|||||| |** До 50 тысяч км включительно||||||

|Ориентировочные цены на оригинальные запчасти у дилеров в Москве, руб.||||| |Запчасти|Автомобили|||| |BYD F3|Chery Fora|Iran Khodro Samand|Lifan Breez| |Фильтр масляный/топливный|280/310|450/335|560/650|125/180| |Фильтр воздушный/салонный|380/360|470/675|550/700|365/ - | |Свеча зажигания|310|140|100|110| |Колодки передние|1210|1510|1000|1260| |Колодки задние|820|670|600|1000| |Амортизатор передний|5100|6710|4000|3500| |Амортизатор задний|3500|3180|2000|880| |Стойка переднего стабилизатора|нет данных|630|750|435| |Диск сцепления|4000|3140|3500|975| |Фара передняя|5150|8510|5700|3330| |Фонарь задний|3500|3200|2500|1000| |Крыло переднее|2500|3025|4200|3050| |Бампер передний|4000|3960|14800|4000| |Капот|10860|12000|13000|8000| |Лобовое стекло|4200|12500|5530|4300|

Альтернатива

Большинство недорогих седанов относятся к сегменту B+. Это более компактные автомобили, чем те, что участвовали в тесте, но в нашем случае совсем не факт, что чем меньше - тем хуже.

Один из самых доступных aвтомобилей - Лада Приора (1,6 л, 98 л.с.) за 279700 рублей: водительская подушка безопасности, передние электростеклоподъемники, зеркала с электроприводом и подогревом, центральным замок, гидроусилитель руля и легкосплавные колеса. Приора с кондиционером и АБС стоит 312300 рублей. Автомобиль радует резвым мотором, неплохой управляемостью, но досаждает неважной эргономикой, шумами и вибрациями. Да и качество сборки по сей день хромает.

"Голый" Hyundai Accent из Тананрога (1,5 л, 102 л.с., есть только усилитель руля) стоит 299700 рублей, а с кондиционером - 329700 рублей. Радуют мотор, эргономика и качество сборки, но сзади тесно, а невзрачный интерьер озадачит даже спартанцев.

Renault Logan московской сборки с мотором 1.6 (90 л.с.), одной подушкой безопасности, усилителем руля и центральным замком стоит 308 тысяч рублей. Дизайн аскетичен, но в остальном - великолепный баланс потребительских качеств за свои деньги. Можно посетовать лишь на то, что задний диван - нетрансформируемый.

Renault Symbol собирается в Турции. Во многом автомобиль очень близок к Логану, но с мотором 1.4 (75 л.с.) Symbol ощутимо дороже - от 329 тысяч рублей и выше. С более современным двигателем мощностью 98 л.с., кондиционером, электропакетом и CD-магнитолой Symbol стоит уже 394 тысячи рублей. В жертву огромному багажнику принесен простор на заднем диване. Зато машинка радует отличной плавностью хода и низким уровнем шумов.

Geely MK (1,5 л, 94 л.с.) предлагается как минимум за 319 тысяч рублей. В базовой комплектации - одна подушка безопасности, кондиционер, усилитель руля, подогрев передних сидений и центральный замок.

Fiat Albea (1,4 л, 77 л.с.) собирается в Набережных Челнах. Версия с одной подушкой безопасности и усилителем руля стоит 329 тысяч рублей. Седан отличается энергоемкой подвеской и хорошей эргономикой, но задний диван для троих тесноват.

Hafei Princip (1,6 л, 101 л.с.) - очередное недоразумение: при цене в 334 тысячи рублей нет даже кондиционера.

Kia Spectra (1,6 л, 101 л.с.) ижевской сборки стоит минимум 342 тысяч рублей. Две подушки безопасности, крепления Isofix, электростеклоподъемники, усилитель руля, центральный замок и легкосплавные колеса. "Серенькие" внешность и интерьер, в салоне шумно…

Peugeot 206 Sedan собирается в Иране. С мотором 1.4 (75 л.с.) он стоит 339 тысяч рублей, как Kia Spectra. Здесь нет задних электростеклоподъемников, зато есть CD-магнитола. Седан сохранил шарм французского хэтчбека, но на заднем диване тесно, моторчик вялый.

Chevrolet Aveo с кузовом седан и мотором 1.4 (94 л.с.) стоит минимум 371500 рублей. "В базе" - подушка безопасности, кондиционер, передние электростеклоподъемники, CD-магнитола, центральный замок и усилитель руля. Выглядит Aveo симпатично, приятен и интерьер, но мотор слабоват.

Седан Nissan Almera Classic (1,6 л, 107 л.с.) стоит не менее 390 тысяч рублей - с одной подушкой безопасности, усилителем руля и электроприводом передних стекол. Доработанная и собранная в Корее Альмера оформлена скромно, но качественно. На задних местах тесновато.

Седаны Kia Rio российской сборки уже исчезли из автосалонов, а поставки из Южной Кореи должны начаться в июле. За 399 тысяч рублей будут предлагаться автомобили без электропакета, но с кондиционером. Kia Rio не имеет ярко выраженных недостатков.

Scriptio: Юрий Ветров.