Статьи

Перебор? Dodge Caliber SRT4 и Mazda 3 MPS

Внутри Caliber в версии SRT4 отличается лишь передними сиденьями и кожаными вставками с тиснением «под карбон». Прежними остались и руль без регулировки по вылету, и подрулевые переключатели. Включать дворники колечком на правом рычаге неудобно, а случайно выключить противотуманки «колпачком» на левом рычажке — пара пустяков. Фото Степана Шумахера с сайта autoreview.ru.

Что лучше: быть здоровым или больным? Ответ напрашивается сам собой. А много ли дает "запас здоровья" под капотом автомобиля? Жила-была 260-сильная Mazda 3 MPS, мощность которой кому-то уже казалась избыточной. А Dodge выпустил еще более "горячий" хэтчбек Caliber SRT4: тот же передний привод, электронная имитация блокировки дифференциала вместо маздовской механической и... без малого триста лошадиных сил. Здоров бык! Или баран, что красуется на эмблеме Доджа? Но, как показала диспансеризация с выездом на полигон, это далеко не единственный вопрос...

Что лучше: быть здоровым или больным? Ответ напрашивается сам собой. А много ли дает "запас здоровья" под капотом автомобиля? Жила-была 260-сильная Mazda 3 MPS, мощность которой кому-то уже казалась избыточной. А Dodge выпустил еще более "горячий" хэтчбек Caliber SRT4: тот же передний привод, электронная имитация блокировки дифференциала вместо маздовской механической и... без малого триста лошадиных сил. Здоров бык! Или баран, что красуется на эмблеме Доджа? Но, как показала диспансеризация с выездом на полигон, это далеко не единственный вопрос...

"Триста сил" - это завораживает, даже если на самом деле их 295. И пусть Dodge Caliber SRT4 стоит целый миллион рублей, зато каждая лошадиная сила обходится в 3490 рублей - на уровне таких конкурентов, как Opel Astra OPC и Ford Focus ST. Но Opel и Ford менее мощные - 240 л.с. и 225 л.с. соответственно. А самым "горячим" хэтчбеком до появления SRT4 была 260-сильная Mazda 3 MPS, причем каждая из ее сил была еще доступнее - по 3211 рублей. Вот он, главный конкурент! И попутно - лидер продаж: 298 машин за первые семь месяцев 2008 года (на втором месте Volkswagen Golf GTI - 141 экземпляр за тот же срок).

Рядом со спортсменкой-комсомолкой Маздой заокеанский хэтчбек выглядит внушительным и тяжелым. Но с этим не согласны наши электронные весы: Dodge тяжелее на мизерные шесть килограммов! А Mazda, кстати, вновь оказалась на сорок килограммов легче заявленной снаряженной массы. В итоге получается, что Dodge лучше энерговооружен и…

Он действительно набирает 100 км/ч за 6,7 секунды, на 0,4 секунды быстрее Мазды. Но, во-первых, здесь более "длинный" ряд трансмиссии - зачетная сотня разменивается на второй передаче, в то время как Mazda требует перехода на третью. Во-вторых, даже несмотря на лишний "перетык", Mazda могла бы выиграть спринт: на сей раз на автомобиле были здорово изношены шины, тогда как в прошлом году Mazda 3 MPS набрала 100 км/ч за 6,6 секунды.

Внутри Caliber в версии SRT4 отличается лишь передними сиденьями и кожаными вставками с тиснением «под карбон». Прежними остались и руль без регулировки по вылету, и подрулевые переключатели. Включать дворники колечком на правом рычаге неудобно, а случайно выключить противотуманки «колпачком» на левом рычажке — пара пустяков. Фото Степана Шумахера с сайта autoreview.ru.

А ощущения? Если на "дрэг-стрипе" водитель Мазды должен быть по-спортивному собран (расслабиться мешают невнятное сцепление, "упирающийся" рычаг переключения передач, а чуть переборщишь с газом - и сорвешь передние колеса в пробуксовку), то водитель Доджа - что на курорте: знай себе "нанизывай" шесть передач вполне "четким" рычагом и смело продавливай газ "в пол".

Но по мере приближения к 200 км/ч картина меняется. Если Mazda лишь cлегка расширяет динамический коридор и уже почти не напрягает водителя, то Dodge может запросто метнуться на метр-полтора в сторону, заставляя железной хваткой вцепиться в руль, а взглядом - в дорожную разметку. Но мы-то на полигоне… А по дорогам общего пользования, в транспортном потоке поедем-ка лучше медленнее. Но лучше не получается: здесь уже показывает свой норов калиберовский турбомотор - то пусто, то, после 2500 об/мин, густо. Вспомните еще и про "длинные" передачи - и вы поймете, почему уверенно ехать по городу можно только на третьей. Да и звук... Как только мотор "проваливается" ниже турбозоны, салон заполняется неприятным низкочастотным бормотанием.

Стихия Калибера — ровные скоростные дороги. Как только начинаются ямы, соперничать с Маздой ему становится сложно — в том числе и по «гибкости» мотора. Фото Степана Шумахера с сайта autoreview.ru.

Ездить на Мазде и приятнее, и безопаснее: ее не сорвет в повороте из-за резкого включения наддува, а "короткие" передачи создают впечатление более живой динамики и сглаживают и без того небольшую "турбояму". Если лошадиные силы "продают машины", то нам, покупателям, ездить приходится на крутящем моменте, который у Мазды больше - 380 Нм против 363 Нм у Доджа.

Dodge Caliber SRT — «горячий» кроссовер? Отнюдь: у него привод лишь на переднюю ось и дорожный просвет 114 мм — на четыре миллиметра меньше, чем у Мазды. Фото Степана Шумахера с сайта autoreview.ru.

Зато у американской машины большие тормоза: спереди - 340-миллиметровые диски! В штатных режимах они действительно хороши, но при экстренном торможении со 100 км/ч уступают японским чуть больше метра и два с лишним метра - со 150 км/ч.

Плоский задний диван Калибера чуть меньше маздовского по ширине, но садиться на него заметно удобнее и места для ног под подушками передних сидений больше. Среднему пассажиру не мешает отсутствующий подлокотник, но при быстрой езде тела двух пассажиров не держит ничего, кроме ремней безопасности. Фото Степана Шумахера с сайта autoreview.ru.

Несмотря на свой "рост", Caliber SRT4 управляется неплохо. Хорошая информативность на руле, однозначные реакции - они лишь чуть "разложены" во времени, когда сначала машина долю секунды выбирает крен, а затем устремляется куда просят. Под сброс газа Dodge плавно "уводит" корму - и умничка-система стабилизации вполне допускает такие шалости. Но это - на гладкой площадке полигона. Проблемы начинаются там, где неровно: колея или волны сбивают Caliber с траектории, и если не сбросить ход, то в ухабистом повороте он может "спрыгнуть" на обочину.

А Mazda 3 MPS хороша не только на гоночном треке - она стабильна на прямой, не подвержена кренам и диагональной раскачке, терпима к колдобинам на виражах. Правда, изношенные шины проявили себя и здесь, лишив реакции однозначности: при сбросе газа на дуге Mazda еще подумает, отправляться в занос или нет.

Посадка в Мазде чуть ниже, чем в Додже, но садиться за руль проще: проем двери выше. Руль, как и в американской машине, взят от обычных версий, но сам по себе настраивает на более спортивный лад. Фото Степана Шумахера с сайта autoreview.ru.

На то, как Mazda и Dodge относятся к игре тягой в поворотах, мы смотрели с пристрастием - ведь у японской "зажигалки" стоит дифференциал повышенного трения, а у американской - его электронная имитация. "Механика" на Мазде поначалу кажется более эффективной - автомобиль активнее "затягивается" газом к внутренней обочине. Но эффект не столь продолжителен - "трешка" раньше и резче переходит в снос передней оси. Dodge покладистее, особенно если не отключать трекшн-контроль кнопкой ESP off. Но для полноты картины надо бы еще поездить и по скользким зимним дорогам.

А каково пассажирам?

Назвать Мазду комфортной - согрешить против истины: подвеска жесткая, хотя и не экстремально. Как и Dodge, "трешку" потряхивает на всех трещинках да камешках. Но главный минус - "пробои" на больших неровностях, которые, впрочем, случаются и на Калибере. Однако волны покрытия, на которые Mazda порой не реагирует вовсе, Caliber SRT4 подмечает и усиливает. Если попадется еще и колея - автомобиль, что необъезженный жеребец, переходит в невыносимый галоп.

Коробка передач Мазды с привычным подбором передаточных чисел больше подходит для городской езды: если на 2000 об/мин на шестой ступени Dodge Caliber SRT4 едет со скоростью около 100 км/ч, то Mazda — всего 85 км/ч и резво откликается на нажатие педали газа. Фото Степана Шумахера с сайта autoreview.ru.

И "акустика" под стать: стучат копы... подвески, а шум трамбуемого туповатым передком воздуха со 120 км/ч заглушает гул широких шин. Двигатель слышен на любых оборотах, но для "горячего" хэтчбека это едва ли недостаток. Но где бы спрятаться от ужасного воя мотора при разгоне с самых низких оборотов?

Механический самоблокирующийся дифференциал на Мазде работает более резко, чем электроника на Калибере, — на руле при подаче тяги в повороте чувствуются рывки, а машина заметно бросается внутрь. Фото Степана Шумахера с сайта autoreview.ru.

Mazda тоже не из тихонь, но и гул мотора, и шум шин не столь заметны. Главное - не разгоняться до 220 км/ч, когда в недрах климатической установки раздается громкий вопль - похоже, под напором воздуха извне начинает резонировать вентилятор.

Посадка в Мазде ниже, но вот парадокс: садиться сюда проще - из-за отсутствия сильно скошенного ската крыши и огромного порога. И если бы не длинноходная, "залипающая" и неинформативная педаль сцепления - за эргономику и обустройство рабочего места водителя-пилота можно было бы поставить "пятерку".

Caliber SRT4 - другой. И бог бы с ним, с американским дешевым пластиком в салоне. Но то, что рулевое колесо регулируется только по углу наклона, - это недостаток, помешавший усесться удобно и высоким, и низким водителям. Заморочки наблюдаются и в мелочах: противотуманки включаются вытягиванием "колпачка" на левом подрулевом рычажке, который при переключении света и поворотников может сам вернуться на место. На автомобиле с паспортной максимальной скоростью 245 км/ч - щетки стеклоочистителя без спойлеров. Но главное - высокая посадка и довольно большой руль как-то не очень гармонируют с автомобильным спортом. Апофеоз нестыковки - прилепленный в "слепой" зоне слева от руля указатель давления наддува с подсветкой, немного отличающейся по цвету от основного щитка… "Чисто тюнинг".

Заднее сиденье Мазды спрофилировано под двоих, но и третий пассажир не будет чувствовать себя лишним. Фото Степана Шумахера с сайта autoreview.ru.

Пожалуй, этот прибор и есть главный символ всех "трехсот" сил Калибера. Если Mazda 3 MPS - это более-менее завершенный продукт, пусть со своими недостатками, но в целом гармоничный, то Dodge Caliber SRT4 - продукт "улучшайзинга". Это чувствуется.

Все мы были мальчишками и, заглядывая в салон незнакомой машины, первым делом смотрели на разметку спидометра, а если повезет задать вопрос водителю, то он, конечно, касался мощности. Спидометр Калибера размечен до 300 км/ч, у Мазды - до 280 км/ч. В этом "переборе" тоже есть что-то мальчишеское - самоутвердиться, обратить не себя внимание. Так что в нашем случае вопрос выбора лежит не столько в области клинической медицины, сколько в плоскости поверхностного психоанализа. Кто-то все еще любит тюнинг, а кто-то - уже нет.

Экспертные оценки Авторевю

|

Экспертные оценки Авторевю

||||| |Оцениваемые параметры |Макс. Балл |Автомобили ||Почему? | |Dodge Caliber SRT4 |Mazda 3 MPS | |Эргономика |210 |175 |185 |Мазда огорчает лишь невнятным сцеплением - тогда как даже усесться удобно в Калибере сложнее. А низкому водителю непросто видеть дорогу в повороте из-за огромных "треугольников" у оснований стоек| |Рабочее место водителя |110 |95 |100 | |Обзорность |100 |80 |85 | |Динамика |340 |290 |315 |Разгоняются с места Mazda и Dodge почти одинаково, но длинные передачи и негибкий мотор обуславливают проигрыш Калибера по эластичности. Останавливается "трешка" чуть увереннее, а на неровном покрытии управляется гораздо стабильнее, чем SRT4| |Разгонная динамика |110 |95 |105 | |Тормозная динамика |120 |105 |110 | |Управляемость |110 |90 |100 | |Ездовой комфорт |240 |180 |200 |Dodge неприятно ревет, когда двигатель "падает" из турбозоны. Подвески обеих машин не любят крупных ям, но Caliber трясет еще и на волнах. В Мазде - климат-контроль, который для Доджа недоступен | |Плавность хода, виброзащита |90 |65 |75 | |Акустический комфорт |80 |60 |65 | |Микроклимат |70 |55 |60 | |Комфорт салона |210 |140 |139 |На заднем диване Доджа более сносно можно разместиться втроем, но багажник оборудован похуже| |Пассажирские места |80 |54 |51 | |Багажник |70 |46 |48 | |Трансформация салона |60 |40 |40 | |Суммарный балл |1000 |785 |839 |
|

Обзорность

Dodge Caliber SRT4 огорчил обзором вперед - вынесенные вперед стойки лобового стекла, крыша и нижняя часть панели приборов сужают проем лобового стекла. Особенно "достается" невысокому водителю, которому мешают массивные основания передних стоек. Все три зеркала и обзор через них у обоих автомобилей сопоставимы.

Профпригодны?

За рулем Мазды испытатель сумел показать очень высокую скорость объезда препятствия - 85,2 км/ч. Отличное шасси, прекрасно настроенная система стабилизации! Причем зачетный результат мог быть еще выше, если бы не изношенные шины: до рекорда Мерседеса C 63 AMG оставался всего 1 км/ч…

Mazda 3 MPS. Фото Степана Шумахера с сайта autoreview.ru.

Dodge Caliber SRT 4. Фото Степана Шумахера с сайта autoreview.ru.

Но и Dodge имел отнюдь не "бледный вид" - внушительные 84,6 км/ч. Автомобиль мертвой хваткой держался за траекторию, но с ростом скорости упала чувствительность к поворотам руля, и водителю пришлось рулить с перехватами. Система стабилизации весьма эффективна, но, в отличие от Мазды, работает с небольшими рывками.

|

Максимальная скорость выполнения "лосиного теста", км/ч

|| |Автомобиль |Скорость | |Dodge Caliber SRT 4 |84,6 | |Mazda 3 MPS |85,2 |

|

Паспортные данные

|||| |Параметры ||Автомобили || |Dodge Caliber SRT4 |Mazda 3 MPS | |Тип кузова ||пятидверный хэтчбек |пятидверный хэтчбек | |Число мест ||5 |5 | |Объем багажника, л ||296 - 1013*|290 - 1229* | |Снаряженная масса, кг ||1430 |1485 | |Полная масса, кг ||2010 |1910 | |Двигатель ||бензиновый, с распределенным впрыском и турбонаддувом |бензиновый, с непосредственным впрыском и турбонаддувом | |Расположение ||спереди, поперечно |спереди, поперечно | |Число и расположение цилиндров ||4, в ряд |4, в ряд | |Рабочий объем, см³||2359 |2261 | |Диаметр цилиндра/ход поршня, мм ||88,0/97,0 |87,5/94,0 | |Степень сжатия ||8,6:1 |9,5:1 | |Число клапанов ||16 |16 | |Макс. мощность, л.с./кВт/об/мин ||295/217/6000 - 6400 |260/191/5500 | |Макс. крутящий момент, Нм/об/мин ||363/2000 - 5600 |380/3000 | |Коробка передач ||механическая, 6-ступенчатая |механическая, 6-ступенчатая | |Передаточные числа |I |3,23 |3,54 | |II |1,95 |2,24 | |III |1,32 |1,54 | |IV |0,97 |1,17 | |V |1,06 |1,09 | |VI |0,89 |0,85 | |задний ход |3,42 |3,83 | |главная передача |4,06/2,96** |3,94/3,35** | |Привод ||передний |передний | |Передняя подвеска ||независимая, пружинная, McPherson || |Задняя подвеска ||независимая, пружинная, многорычажная || |Передние тормоза/диаметр дисков, мм ||дисковые, вентилируемые/340 |дисковые, вентилируемые/320 | |Задние тормоза/диаметр дисков, мм ||дисковые/302 |дисковые/280 | |Шины ||225/45 R19 |215/45 R18 | |Максимальная скорость, км/ч ||245 |250***| |Время разгона 0 - 100 км/ч, с ||6,7 |6,1 | |Расход топлива, л/100 км|городской цикл |12,5 |13,5 | |загородный цикл |6,8 |7,5 | |смешанный цикл |8,9 |9,7 | |Выбросы CO₂, г/км |смешанный цикл |211 |231 | |Емкость топливного бака, л ||51 |55 | |Топливо ||бензин АИ-92 |бензин АИ-98 | |* Со сложенными задними сиденьями
** Для I, II, III и IV передач/для V и VI передач
*** Ограничена электроникой||||

|

Оснащение участвовавших в тесте автомобилей

||| | Оснащение |Автомобили || |Dodge Caliber SRT4 |Mazda 3 MPS | |Цена базовой версии, руб. |1030000*($39600) |835000 | |Фронтальные подушки безопасности |+ |+ | |Боковые подушки безопасности |О |+ | |Надувные занавески |+ |+ | |АБС |+ |+ | |Система динамической стабилизации |+ |+ | |Усилитель рулевого управления |+ |+ | |Регулируемая по углу наклона и вылету рулевая колонка |+**|+ | |Мультифункциональное рулевое колесо |+ |+ | |Отделка рулевого колеса кожей |+ |+ | |Центральный замок (дистанционный) |+ |+ | |Противоугонная сигнализация |+ | - | |Электропривод и обогрев наружных зеркал |+ |+ | |Электростеклоподъемники |+ |+ | |Комбинированная обивка салона кожей и тканью |+ |+ | |Обогрев передних сидений | - |+ | |Складываемые подголовники задних сидений |+ |+ | |Датчик освещенности | - |+ | |Датчик дождя | - |+ | |Датчик давления в шинах |О | - | |Кондиционер |+ |+ | |Однозонный климат-контроль | - |+ | |Маршрутный компьютер |+ |+ | |Складывающаяся спинка заднего сиденья |+ |+ | |Задний центральный подлокотник | - |+ | |Дистанционный замок лючка бензобака | - |+ | |Круиз-контроль |+ |П | |CD-проигрыватель |+ |+ | |CD-чейнджер |О |П | |Ксеноновые фары | - |+ | |Омыватели фар | - |+ | |Противотуманные фары |+ |+ | |Легкосплавные колеса |+ |+ | |Полноразмерное запасное колесо | - *** | - **** | |Окраска "металлик" |+ |О | |Шины |Goodyear Eagle F1 Supercar 225/45 R19 |Bridgestone Potenza RE050A 215/45 R18 | |Цена тестируемого автомобиля, руб. |1070160*($41160) |876500 | |* По курсу $1=26 руб.
** Только по углу наклона
*** Ремонтный комплект
**** Докатка
(+) Комплектация базовой версии
( - ) В базовой комплектации отсутствует
(О) Опции, установленные на участвовавший в тесте автомобиль
(П) Оснащение, входящее в пакетную комплектацию тестируемого автомобиля|||

|

Некоторые результаты измерений Авторевю

|||| |Параметры ||Автомобили || |Dodge Caliber SRT4 |Mazda 3 MPS | |Максимальная скорость, км/ч ||240,8 |247,5 | |Время разгона, с|0 - 50 км/ч |2,9 |3,0 | |0 - 100 км/ч |6,7 |7,1 | |0 - 150 км/ч |13,4 |14,0 | |0 - 200 км/ч |25,2 |26,2 | |на пути 400 м |15,0 |15,0 | |на пути 1000 м |26,8 |27,0 | |60 - 100 км/ч (III) |4,4 |3,8 | |60 - 100 км/ч (IV) |6,1 |4,4 | |80 - 120 км/ч (V) |8,2 |5,7 | |80 - 120 км/ч (VI) |11,4 |7,9 | |Выбег, м|с 50 км/ч |690 |648 | |130 - 80 км/ч |894 |1062 | |160 - 80 км/ч |1321 |1467 | |Торможение со скорости 100 км/ч |путь, м |43,4 |42,1 | |замедление, м/с² |8,9 |9,2 | |Торможение со скорости 150 км/ч |путь, м |93,6 |91,4 | |замедление, м/с² |9,3 |9,5 |

|

Точность показаний спидометра

||||||||||| |Автомобили |Показания спидометра, км/ч |||||||||| |40 |60 |80 |100 |120 |140 |160 |180 |200 |220 | |Истинная скорость, км/ч |||||||||| |Dodge Caliber |38 |57 |77 |97 |116 |136 |155 |174 |194 |214 | |Mazda 3 |36 |54 |74 |94 |112 |132 |151 |170 |189 |208 |

|

Диаметр разворота автомобилей

||| |Автомобиль |Dodge Caliber|Mazda 3| |По следу внешнего переднего колеса, м |11,96 |11,41 | |По внешнему переднему габариту, м |12,59 |12,07 | |Число оборотов руля от упора до упора |2,6 |2,7 |

Безопасность

Оба "горячих" хэтчбека в базовой комплектации оснащаются АБС, системой стабилизации, креплениями для детских сидений и ремнями с преднатяжителями и ограничителями усилия. Разница - лишь в количестве подушек безопасности: если у Мазды их шесть, то у Доджа - только четыре (фронтальные и занавески), а за боковые подушки нужно доплатить $530.

По методике EuroNCAP испытывались базовые Dodge Caliber и Mazda 3. Оба автомобиля показали похожие результаты и заработали по четыре звезды из пяти возможных. Набрать больше в обоих случаях помешали потенциально травмоопасные передние панели. Кроме того, во время фронтального краш-теста Калибера и "водитель", и "пассажир" пробили головой купола подушек и контактировали с рулем и, соответственно, передней панелью. Зато боковые краш-тесты хэтчбеки прошли на "отлично".

Малолетние пассажиры немного лучше защищены в американском автомобиле, который заработал четыре звезды. Результат Мазды - три звезды из пяти возможных. В обоих автомобилях были установлены детские кресла Britax-Roemer BabySafe Plus и Duo Plus.

Безопасность пешеходов лучше проработана у Мазды 3 - две звезды из четырех возможных. Брутальный передок Калибера к зазевавшимся пешеходам беспощаден - всего одна звезда из четырех возможных.

|Dodge Caliber*|4 звезды| |Общий рейтинг |29 баллов | |Фронтальный краш-тест |11 баллов (69%) | |Боковые краш-тесты |18 баллов (100%) | |СНРБ**|0 баллов | |Защита пассажиров-детей |38 баллов (78%) | |Защита пешеходов |5 баллов (14%) | |Снаряженная масса |1490 кг | |* Испытания проводились по методике EuroNCAP
** Наличие сигнализации о непристегнутых ремнях безопасности||

|Mazda 3*|4 звезды| |Общий рейтинг |33 балла | |Фронтальный краш-тест |12 баллов (75%) | |Боковые краш-тесты |18 баллов (100%) | |СНРБ**|3 балла | |Защита пассажиров-детей |32 балла (65%) | |Защита пешеходов |15 баллов (42%) | |Снаряженная масса |1190 кг | |* Испытания проводились по методике EuroNCAP
** Наличие сигнализации о непристегнутых ремнях безопасности||

Scriptio: Александр Диваков, Никита Гудков.