Статьи

Представлены боевые транспортные автомобили XXI века

Автомобиль, у которого колеса используются в качестве гребного винта, уже изобретен. И даже представлен. Но пока только в качестве проекта и на бумаге.

Автомобиль, у которого колеса используются в качестве гребного винта, уже изобретен. И даже представлен. Но пока только в качестве проекта и на бумаге.

Эта машина даже заняла первое место на конкурсе молодых автодизайнеров под названием «Боевой транспортный автомобиль XXI века». Участникам конкурса предлагалось в короткие сроки — всего месяц — разработать внешний вид многоцелевого колесного внедорожника военного назначения. При этом требовалось учесть такие особенности, как бронированный кузов, способность плавать, после предварительной подготовки на берегу и возможность установки навесного оборудования. Организаторы не ожидали, что на конкурс придет столько заявок. Вообще, как признались они по секрету, целью было выяснить, если у нас в стране такие специалисты, не умерла ли профессия. И оказалось, что она не просто жива, а цветет пышным цветом. Каких только вариаций на эту тему не было представлено не только со всех уголков страны и из-за рубежа.

Возможности сервиса Quto по подбору нового автомобиля.

Но, пожалуй, самый футуристичный, действительно, дизайн далекого будущего был представлен на проекте Александра Габышева из Якутии. Именно он и завоевал первое место. Если все остальные проекты были выполнены примерно в одном ключе: то есть машины различной степени красоты, но которые можно поставить на колеса уже практически сегодня, то его вариант отличался именно направленностью в будущее. Эдакий жук на колесах. Нечто среднее между луноходом, батискафом и BMW X6 на очень низкопрофильной резине.

Шансы на реализацию данного проекта довольно низки, но есть в нем элементы, которые точно можно использовать при создании автомобиля будущего. Причем не только военного. И примечательно, что эти технические решения пришли в голову не инженеру, а именно дизайнеру. Главная особенность его проекта — колеса. Спицы выполнены в форме лопастей гребного винта. Таким образом эти колеса на дороге работают в своем стандартном качестве, а под водой действуют именно в качестве винтов. И никаких других дополнительных агрегатов для удачного плавания не требуется.

Второе место досталось Ержану Рыскалиеву из Казахстана за проект под названием Caiman. Что-то от крокодила в нем точно есть: плоский с широко расставленными, как лапы, колесами. Но есть в нем что-то и от старого доброго Hummer. Проект, завоевавший третье место, авторства Андрея Мельника из Украины, еще больше напоминает американскую военную машину. Впрочем, у большинства представленных на конкурс проектов прослеживаются черты того или иного современного автомобиля. Можно увидеть подобие FJ Crujser или даже Lamborghini. А есть и совсем ни с чем не сравнимые проекты, как тот, который занял первое место. Или совсем уж необычный вариант сборного автомобиля. Это когда есть бронированная капсула, а к ней приставляются блоки с колесами. Помимо колес в них аккумуляторы и электромотор на ось. Да, да, этот броневик — электромобиль.

Конкурс проходил в рамках выставки промышленного дизайна оборонной продукции в Москве, которая продлится до конца недели. И на ней можно наглядно увидеть, насколько меняется дизайн машины от нарисованного на бумаге до выпущенного в качестве опытного образца. Слишком много нюансов накладывают требования к комфорту пассажиров и их безопасности во время движения, да еще и на обстреливаемых дорогах. Даже высадка из машины бойцов при полной амуниции должна не создавать проблем. Отсюда уже возможны корректировки по расположению, размерам и распаху дверей. Как пояснил корреспонденту «РГ» координатор выставки Армен Матевосян, уже при компьютерном 3D-моделировании, при определенной рассадке в машине видно, что дизайн необходимо менять в сторону практичности.

Вот, например, проект автомобиля под странным названием «Колун», построенный на базе «ЗИЛ 131». Очень высокая и мощная радиаторная решетка с плавными закруглениями к лобовому стеклу. Сама центральная часть капота сильно выдается вперед и вверх. И чуть скошенный зад, который добавляет внешности агрессивности. На деле, то есть на опытном образце сильно выдающейся центральной части уже нет. Да и вместо скоса — прямые линии, как будто рубленные топором. Увы, инженерные и конструктивные требования в данном случае гораздо важнее внешности. И вообще военный автомобиль должен быть практичен.

Кстати, на выставке можно увидеть броневик-кабриолет с классом бронезащиты 3. Это, конечно же, конструкторская шутка. Несмотря на бронированный кузов, должную защиту своим пассажирам кабриолет не обеспечит. Скорее это машина для парадов.

По итогам конкурса призеры получили денежное вознаграждение, а один из них даже предложение работы. Надо сказать, что конкурсы на автодизайн, будь-то обычные машины для личных нужд или серьезная военная техника, у нас проводятся очень редко. Последний был на разработку дизайна для проекта «Кортеж». Может быть, такими конкурсами удастся возродить интерес наших потребителей к отечественному автопрому?

Scriptio: Владимир Баршев