Статьи

Птичку жалко

Над обликом новой «трешки» работали американские, европейские и японские дизайнеры Мазды. Изображение Mazda с сайта autoreview.ru

Леонид Голованов поездил по Исландии на закамуфлированных прототипах новой Мазды 3 - и привез страшную весть: "Мы теряем ее! Где былая спортивность?" А совсем недавно я встретился с рассекреченной "трешкой" и убедился: спортивность она и впрямь подрастеряла. Но обнадежил Йошиюки Маэда, топ-менеджер проекта. Только опять придется ждать.

Леонид Голованов поездил по Исландии на закамуфлированных прототипах новой Мазды 3 - и привез страшную весть: "Мы теряем ее! Где былая спортивность?" А совсем недавно я встретился с рассекреченной "трешкой" и убедился: спортивность она и впрямь подрастеряла. Но обнадежил Йошиюки Маэда, топ-менеджер проекта.

Только опять придется ждать.

Презентация шла не по-маздовски серьезно: ни тебе сказок о единении всадника с лошадью, ни Кизуны... Пресловутый zoom-zoom и тот стал "экологически рациональным" - с 2007 года он постепенно превратился в sustainable zoom-zoom. Неужели и жизнерадостная Mazda подхватила беспощадный Toyota-вирус - и мы скоро перестанем играть в машинки?

Mazda 3 - это действительно серьезно: самая успешная модель фирмы, обеспечивающая более трети продаж! За пять лет производства выпустили свыше двух миллионов "трешек", большая часть из которых досталась американцам. В Европе продали около 460 тысяч автомобилей, причем с прошлого года тон задает Россия: из 70 тысяч "общеевропейских" хэтчбеков-седанов 30 тысяч отправились к нам. В России "трешка" даже популярнее, чем в Японии, где за прошлый год куплено 23 тысячи близняшек Mazda Axela.

Что дальше?

Над обликом новой «трешки» работали американские, европейские и японские дизайнеры Мазды. Изображение Mazda с сайта autoreview.ru

Над новой "трешкой" работали японская, европейская и американская дизайн-студии и, по словам шеф-дизайнера проекта Кунихико Курису, все они внесли лепту. Огромную пасть переднего воздухозаборника якобы предложили американцы, рельефные боковины с выпуклыми передними арками - европейцы, а прищуренные глаза-фары, естественно, японцы. За экстерьер в целом отвечал Акира Таматани, ранее работавший над обликом Мазды 2. Та вышла живой и самобытной. А эта?

Инструментарий «трешки» по-прежнему на дне колодцев и манит в ночи красно-сиреневым свечением, но стрелки в нулевом положении отклонились от вертикали, а шрифт, наоборот, выпрямился. Стало почти как у всех. Фото Павла Карина с сайта autoreview.ru

Седан полностью оправдывает свое российское прозвище "матрешка": он словно вылупился из более крупной "шестерки". Хорош и хэтчбек: остренькие грани, стильный пятиугольник заднего стекла. Но смотришь "в три четверти" спереди - и вспоминаешь Peugeot 308, а узкие и длинные задние фары напоминают хэтчбек Mitsubishi Lancer. "Маздовитости" стало меньше! Да еще эти форточки в задних дверях…

Интерьер стал более витиеватым и козырьком передней панели напоминает хондовский Civic. Верхушка панели, за исключением перемычки между приборами и центральной консолью, — из мягкого пластика. Фото Павла Карина с сайта autoreview.ru

- Форточки понадобились по двум причинам: они обеспечивают лучшую обзорность и полное опускание стекол, - объясняет Курису-сан. - Но будь моя воля, я бы их убрал.

Под козырьком — два разновеликих дисплея с отличающимися графикой и цветовым оформлением. На тот, что побольше, может выводиться карта системы навигации... Фото Павла Карина с сайта autoreview.ru

..., управление которой осуществляется только с руля. Фото Павла Карина с сайта autoreview.ru

Внутри Mazda 3 изменилась еще сильнее - "антресолью" передней панели она напоминает хондовский Civic, выпяченной "аудиошайбой" на центральной консоли - Legend. А от спортивного духа предшественницы осталась лишь красно-сиреневая подсветка приборов, которые лишились и наклонного шрифта, и вертикально "спящих" стрелок. Прощай, cuore sportivo, дух Alfa Romeo! Инструментарий теперь строгий и правильный - и напоминает скорее немецкие хэтчбеки Audi A3 или Volkswagen Golf. Именно их японцы и выбрали для новой "трешки" в качестве "референсных".

Классные кресла — с удлиненной спинкой и подушкой с увеличенными валиками боковой поддержки. Фото Павла Карина с сайта autoreview.ru

Сзади, как и раньше, — уют для двоих. Фото Павла Карина с сайта autoreview.ru

Новый пятиступенчатый «автомат» обещает экономить в среднем по 0,5 л/100 км в сравнении со старым четырехступенчатым, но в задержках при переключениях растворяется весь потенциал двухлитрового мотора. Фото Павла Карина с сайта autoreview.ru

«Механика» — по-прежнему точная. Фото Павла Карина с сайта autoreview.ru

Собран интерьер четко и плотно, верхушка передней панели теперь из мягкого пластика, но настроение обыденное. Я уже не слежу за стрелкой тахометра, я борюсь с мыслями о грядущей эпохе одинаковых автомобилей. Зато с эргономикой полный порядок: новые кресла обнимают даже за плечи, лучше поддерживают бедра, а рычаг коробки передач стал выше и ближе к водителю. Но разве мы хоть раз жаловались на неудобные переключения?

Кузов — прежний, но с чуть более широким применением высокопрочных сталей, дополнительными усилителями на полу и потолке в зоне средних стоек, «закольцованным» проемом двери багажника и вдвое большим количеством точек сварки дверных проемов. Масса кузова снизилась на 11 кг, а жесткость на кручение выросла примерно на семь процентов. Кроме того, объем боковых занавесок безопасности увеличился на 40 процентов, а пиропатроны для их более равномерного раскрытия находятся не у головы заднего пассажира, как раньше, а над средней стойкой. Фото Павла Карина и Mazda с сайта autoreview.ru

Жестче, тише и проще - вот характерные отличия новой Мазды 3 от предшественницы.

Жестче - это про кузов: несмотря на новое оперение, его архитектура осталась прежней, но дополнительные точки сварки и усилители увеличили жесткость на кручение на семь процентов. Более широкое применение высокопрочных сталей облегчило кузов на 11 кг, а всего "трешка", следуя фирменной стратегии "похудания", сбросила 15 кг лишнего веса. Но жестче и легче - не обязательно значит спортивнее.

Сначала я прокатился на самом простом седане с бензиновым мотором 1.6 (105 л.с.) и "механикой". Ровный набор скорости, четкие включения передач - и немаздовская тишина в салоне. Отфильтрованный от высоких и низких частот звук мотора слышен только на разгонах, подвеска "молчит" даже на гравии, не трясет и отменно скругляет средние выбоины. От прежней "трешки" тут только шорох шин и перестук песочка в колесных арках.

Во время доводки прототипы накатали в общей сложности 800 тысяч километров по дорогам 11 стран мира, включая Америку, Германию, Швецию и Японию, и еще почти полмиллиона километров — по заводскому полигону Миоши. Несмотря на то что в итоге новая Mazda 3 стала комфортнее и плавнее, главным «ездовым» экспертом был все тот же Акира Тамура, что доводил и предыдущую «трешку». Фото Павла Карина и Mazda с сайта autoreview.ru

Ездовые повадки тоже преобразились. Поворот, еще поворот… До определенного момента Mazda 3 едет плоскопараллельно, без кренов - ради чего, собственно, японцы и ужесточали кузов и шасси. Но стоит дернуть рулем порезче, как "трешка" уходит в сторону, сначала наклонив мордашку, а через мгновение вильнув хвостом. А раньше любой маневр был единым порывом.

Еще в Исландии маздовцы признались Голованову, что основной упор при доводке был сделан на борьбу с шумами и вибрациями, а реакции автомобиля смягчены в угоду немецким покупателям, которые излишне напрягались на автобанах.

Вот они, характерные отличия новой «трешки»! Изображение с сайта autoreview.ru

Передний подрамник — с увеличенным поперечным сечением, дополнительной точкой крепления рулевого механизма (по центру) и разнесенными на 52 мм опорами стабилизатора. Кстати, амортизаторы для всех «трешек» поставляются не с чешского завода Tenneco, как нам говорили в Исландии, а с польского. Фото Павла Карина и Mazda с сайта autoreview.ru

Угловая жесткость задней подвески увеличена за счет большей толщины металла в задней части подрамника, приваренного к нему усилителя и разнесенных опор стабилизатора (на 18 мм). Фото Павла Карина и Mazda с сайта autoreview.ru

- Помню, помню вашего коллегу: такой волосатый? - Катсуми Накамура, менеджер по настройке шасси, растопыренными пальцами гладит себя по голове. - Он тогда жаловался на слишком "легкий" руль, но теперь мы увеличили усилие!

Возможно, баранка действительно стала "тяжелее" по сравнению с первыми прототипами. Но с прежней машиной все равно не сравнить: при довороте на дуге усилие на руле практически не меняется. "Так проще и комфортнее", - уверяют создатели.

Пересаживаюсь в двухлитровую "трешку" с автоматической коробкой передач. Слегка модернизированный мотор с перенесенным вперед корпусом воздушного фильтра хорош, но пятиступенчатый "автомат" - не очень: на разгоне мешают задержки, при переключениях чувствуются легкие толчки. Но главное - управляется эта "трешка" так же, как и 1600-кубовая. Если раньше график роста усилия на руле можно было представить в виде крыльев птички с маздовской эмблемы, то теперь эту птичку словно переехала маркетинговая колесница Джаггернаута!

На аэродинамические испытания ушло 34 дня, или 304 часа рабочего времени: коэффициент аэродинамического сопротивления седана остался прежним (Сх=0,28), а у хэтчбека снизился с 0,32 до 0,3. Изображение Mazda с сайта autoreview.ru

Объем багажника почти не изменился: 340—1360 л у хэтчбека (на фото) и 430 л — у седана. Фото Mazda с сайта autoreview.ru

Выходит, все-таки Toyota-вирус? Кстати, по системе подготовки "ездовых" экспертов Mazda и Toyota практически не отличаются: соискателю корпоративных прав высшей категории нужно промчать несколько кругов по гоночной трассе с разницей не более 0,03 секунды. Разве что в тойотовской программе таких кругов три, а в маздовской - пять.

Топ-менеджер проекта Mazda 3 Йошиюки Маэда: «Если вам мало спортивности, ждите двухлитровой машины с «механикой», она поедет лучше прежней!». Фото Mazda с сайта autoreview.ru

- Нет, мы никогда не станем Тойотой! - отрезал топ-менеджер проекта Йошиюки Маэда. - Да, шасси двухлитровых машин с "автоматом" мы специально настроили, как у более простых версий с мотором 1.6, - ведь эта трансмиссия не предполагает гонок. Но если тебе мало спортивности, то подожди двухлитровой машины с "механикой": мы ее сейчас как раз доводим. Там будут по-иному настроены и электрогидроусилитель руля, и пружины с амортизаторами. Она поедет еще лучше прежней!

Обязательно подождем. Новая "трешка" появится у нас в сентябре, причем сразу в четырех версиях: с моторами 1.6 и 2.0, "механикой" и "автоматом" на выбор. Правда, на 1600-кубовой версии автоматическая трансмиссия останется старой, четырехступенчатой. Зато моторы, отвечающие нормам Euro 3, будут "дышать" свободнее европейских "европятых". Вдобавок в Европе вскоре после старта продаж Mazda 3 обзаведется и двухлитровым двигателем с непосредственным впрыском.

Mazda 3. Фото Павла Карина и Mazda с сайта autoreview.ru

Ну а "старая" Mazda 3 - шумноватая, жестковатая, с острым и живым характером - снята с производства еще в декабре прошлого года. Но у дилеров машины еще есть. Намек ясен?

Текст: Павел Карин.