Статьи

В Москве открылась первая автоматизированная парковка

Построили парковку за 120 дней, а на получение разрешения на эксплуатацию ушло почти 4 года.

На территории телецентра «Останкино» открылась первая в России автоматизированная парковка. В ней есть все. Скоростной бесшумный лифт, легко поднимающий автомобиль на самый верхний девятый этаж. Стеклянные стены и обогреваемая крыша, где зимой снег тает сам. Но самое удивительное в другом. Построили парковку за 120 дней, а на получение разрешения на эксплуатацию ушло почти 4 года.

Эту изящную этажерку с ячейками для авто я знаю, можно сказать, с ее рождения. В апреле 2009 года Яков Качко, глава фирмы, построившей ее, рассказывал: «Мы применили самые современные немецкие технологии. И вот результат».

Прозрачная башня и правда выглядела впечатляюще. Земли потребовалось всего 121 квадратный метр. В московских дворах на таком кусочке асфальта стоят 8-10 машин, а тут — целых 34! Собственно, это и есть главное достоинство таких паркингов для мегаполисов. Вот почему они получили такое распространение в Европе, США, Японии.

Трудно было удержаться от желания испытать заграничное чудо. Въезжаем через автоматический шлагбаум — и редакционная машина оказывается на круглой площадке лифта. Мигнул зеленым светофор — автомобиль поставлен точно. Следуем указаниям табличек: «отключи сигнализацию», «поставь машину на стояночный тормоз». После этого водитель выходит из кабины и отправляется в комнату клиента. Там стоит паркомат, который выдает еще пару команд, — и машина взмывает вверх.

Увы, 4 года это чудо работало в тестовом режиме. Почему? Сначала выяснилось, что земля не так оформлена. Потом проводили одну за другой экспертизы по требованию «Мосгорэкспертизы». Потом главу Стройнадзора сняли. Так и натикало четыре года с момента постройки.

Во время экономической недели Германии в Москве руководство столицы привезло в «Останкино» премьер-министра земли Баден-Вюртемберг, откуда родом парковка. «Сколько времени вам потребуется, чтобы построить 100 таких башен?» — поинтересовался гость.

«Через два года они будут стоять по всей Москве как телефонные будки», — ответил Качко. «Боже, какими тогда мы были наивными!» — поражается он сейчас.

И все-таки их стоянка хотя бы цела-невредима. А вот Тушинскому машиностроительному заводу, который пытается продвигать свои механизированные парковки, две последних пришлось разобрать. Их «этажерки» попроще: без «шаттлов», сплошь сваренные из металла, зато точно неподвластные никаким вандалам. Да и надежность испытана: самая первая на Тверской-Ямской работает уже 17 лет. Первый ремонт, рассказывает Юрий Матвейкин, ведущий направления парковок, потребовался через 10 лет. А ресурс — 25 лет.

Но и тушинцы, как и Качко, уперлись в проблему с землей. В «Москва-Сити» механизированную парковку поставить им приказали городские чиновники. А спустя три года выяснилось, что отведенный участок принадлежит «Москва-Сити», владельцев которого мало волнует, что людям негде парковаться. Пришлось разбирать.

Еще одну парковку завод решил поставить на своей земле — на улице Лодочной. Смонтировали. Хотели сдавать машино-места в аренду местным жителям. Но тут начался земельный передел — и вчера еще заводская земля отошла городу. Прозвучал знакомый приговор: парковку убрать.

«Нам хорошо, — Матвейкин успел стать философом. — Они у нас разборные. Собрали-разобрали в минувшем январе, сейчас в Тулу готовим к отправке — пришел заказ».

А еще одну — на 144 места, делают для Новосибирска, где новый жилой район строится. Зачем гигантскими паркингами территорию уродовать, когда можно компактную башенку приткнуть к торцу дома — ее и незаметно будет. В Москве же предприятию одни убытки. Разве это работа, если с 90-х годов удалось пристроить всего 9 парковок в общей сложности мест на 250?

А может, закрадывается мысль, не идут у нас многоэтажные парковки просто из-за дороговизны? Например, башня в «Останкино» обошлась частному инвестору в 1 миллион евро. Он понимает: эти деньги ему не отбить никогда. Дополнительные пожелания, которые надзорные организации высказывали, влетели в лишние расходы. 100 тысяч долларов, например, лишь стоило градообоснование 120 квадратных метров, на которых выросла парковка! При нормальных же условиях цена машино-места в таком паркинге, говорят эксперты, 6-7 тысяч евро. Дешевле 350 тысяч — цены скомпрометировавшего себя «народного гаража». Но это лишь при конкуренции, когда не одна фирма строит парковку четыре года, а десятки фирм выставят на продажу сразу сотни машино-мест.

Ну а чиновники-то что же? Не сразу и поняла, кого спросить об этом. Например, на Тушинском заводе был сам Сергей Собянин. Посмотрел механизированную парковку и сказал: «Хорошая вещь. Надо делать...». У непосредственного исполнителя — руководителя Дирекции строительства объектов гаражного назначения Игоря Кузнецова, — уже не спросишь, почему он распоряжение градоначальника не выполнил — его от должности на днях освободили. А против его первого заместителя Владимира Ермолаева СУ СКР по Москве недавно возбудило уголовное дело — подозревают в вымогательстве 10 миллионов рублей с предпринимателя за место под гараж. В городе же тем временем по-прежнему из более 3 миллионов машин лишь 1 миллион имеют законные места.

Максим Ликсутов, заммэра Москвы по вопросам транспорта

— Механизированные и автоматизированные паркинги очень нужны Москве. Город не готов вкладывать деньги в их развитие, но всячески поддержит любого инвестора, который займется их производством. И земля — не вопрос, мы выделим ее за чисто символическую плату в местах, где москвичам труднее всего парковаться. На Болотной площади, проспекте Академика Сахарова и других — готов сразу назвать не меньше двух-трех десятков адресов.

Scriptio: Любовь Проценко.