5 проектов российского автопрома, которые с треском провалились
Автокам-Рейнджер 1990 - 1993
Ассоциация "Автокам" была создана в 1990 году, при сотрудничестве с британской компанией FSV Engineering, которая занималась мелкосерийным выпуском внедорожников Rickman Ranger. Дизайн автомобиля был скопирован у Suzuki Samurai, а агрегаты взяты от Ford. Автомобиль построен на стальной раме, на которую "надет" стеклопластиковый кузов.
Изначально планы были грандиозными, выпускать хотели по 100 тысяч машин ежегодно, значительную часть из них планировалось отправлять на продажу обратно в Британию. Но с поставками запчастей после развала Союза не сложилось, и пришлось спешно учиться выпускать кузова и рамы самостоятельно. Сборка первых машин была организована в Менделеевске, на заводе "Тойма", там же прошла и первая презентация. В общем, заводом такое производство можно было назвать лишь с большой натяжкой, фактически это был простой цех с несколькими подъемниками, на которых работники вручную собирали машины. В 1992 году проект переехал на пермскую площадку и в 1993 году закрылся, оставив в истории несколько сотен машин.
"Мишка" 1997 – 2012
Этот проект просуществовал дольше всех, то всплывая с амбициозными планами, то уходя в небытие. Впервые идея создания недорогого малолитражного полноприводного автомобиля родилась на Автосельхозмаше в 1997 году. Запустить производство планировалось на заводе КавКАЗ-М, созданном на производственных площадях завода имени Седина в Краснодарсном крае. Но с кризисом 1998 года проект был отложен. В 2003 о нем вспомнили вновь, под покровительством правительства тульской области создали ОАО "Мишка-Тула-Москва", одним из учредителей которого стал известный шахматист Анатолий Карпов. Производство планируют наладить на Тульском комбайновом заводе (ТуКЗ), где даже успели собрать несколько машин, но областное руководство меняется и проект вновь завершается ничем. Но Карпов не бросает проект. В 2011 году, после очередной смены областного руководства, он появляется вновь, но с тульской площадкой договориться снова не удается, и производство пытаются наладить на АМО "ЗИЛ". Но, проект так и не был реализован, Карпов становится депутатом Госдумы, и, согласно закону, выходит из состава учредителей компании, после чего про "Мишку" просто забывают.
Ё-мобиль. 2010 - 2014
На этот автомобильный бренд было возложено много надежд. Компания "Ё-авто" создавалась общими усилиями инвестгруппы "Онэксим", принадлежащей Михаилу Прохорову и компании "Яровит моторс". Планы были амбициозны, даже слишком: рассчитывали, что "Ё-авто" быстро обойдет АвтоВАЗ по количеству продаж и производимых автомобилей. На единой гибридной платформе планировали выпустить кросс-купе, микровэн и небольшой фургончик. Силовая установка предполагалась единая для всех – состоящая из 60-сильного электромотора и ДВС объемом 600 кубов, который может работать на бензине и на сжиженном газе. Выдающими динамическими характеристиками машины не отличались, максимальная скорость составляла около 120 километров в час. Тем не менее, разработчики позиционировали машины как городские, компактные и недорогие, и сочли, что большего Ё-мобилям не требуется. Стоимость предполагалось установить в 350-350 рублей, на тот момент это было немного дороже популярных АвтоВАЗовских моделей.
Несколько предсерийных моделей были выставлены в 2011 году на автосалоне во Франкфурте, в том же году машина была представлена президенту и премьеру и получила одобрение Правительства РФ. Но старт производства откладывался несколько раз, и в результате, в конце 2014 года проект закрыли из-за недостатка финансирования.
Marussia 2007 - 2014
Российская автомобильная компания, которая должна была начать выпуск суперкаров, была основана в 2007 году российским шоуменом и музыкантом Николаем Фоменко и предпринимателем Ефимом Островским. Первая презентация машины прошла уже в конце 2008 года, модель В1 получила внушительные характеристики – 420 лошадиных сил при весе чуть более 1000 килограммов и разгон до "сотни" за 3,8 секунды. Вскоре была представлена еще одна модель – B2. В 2010 году в Москве был открыт шоурум по продаже автомобилей и представлен концептуальный кроссовер F1. Под разработку и производство суперкаров были взяты многомиллионные кредиты, сделать производство рентабельным не удалось, и в ноябре 2014 года Marussia Motors объявила о прекращении деятельности. Компанию объявили банкротом, а банки судятся с руководителями проекта.
ТагАЗ Aquila. 2012 - 2014
Таганрогский автозавод, признанный банкротом в 2014 году, цеплялся за жизнь всеми силами. На ТагАЗе пытались наладить отверточную сборку китайских автомобилей, представляли собственные седаны, автобусы и грузовики, но все "не шло". За седан Vega С-100 автозавод и вовсе обвинили в плагиате, его производство пришлось прекратить. Тогда было принято решение разработать и запустить в производство недорогое российское спорткупе. Идея хороша – ниша до сих пор не заполнена, но вот реализация оказалась никуда не годной. "Спорткар" оказался переднеприводным, в качестве силового агрегата использован 1,6-литровый мотор 4G18S, разработанный компанией Mitsubishi в конце девяностых и производящийся по лицензии в Китае. В результате, Aquila со 107-сильным мотором разгонялась до "сотни" за 12 секунд. Прибавим к этим характеристиками непродуманную эргономику и отвратительное качество сборки, и понимаем, почему желающих купить российские "спорткары" за 400 тысяч рублей можно было пересчитать по пальцам. Машину хотели довести до ума, сборку перенесли на новую площадку в Азовском районе, заменили китайских поставщиков стеклопластиковых панелей на российских, справившихся с задачами лучше, но в сентябре 2014 года производство свернули по причине совершенной нерентабельности. В общей сложности было реализовано не более нескольких сотен Aquila.