7 советских автомобилей, которые могли бы выглядеть иначе
Опытные легковушки, перспективные грузовики… Когда-то они вселяли надежду, но им не суждено было пойти в серию.
НАМИ-0100
Двухдверка, смахивающая на эмбрион тольяттинской "Копейки" – детище не АвтоВАЗа, а вариант ЗАЗ-966 "Запорожец" от Центрального научно-исследовательского автомобильного и автомоторного института, который участвовал в разработке легендарной отечественной малолитражки вместе со столичным МЗМА. Прототип, датируемый 1965 годом, был экспериментом – модель 966, появившаяся годом позже, переняла у него немногое и оказалась гораздо ближе к одному из ранних вариантов.
Округлости НАМИ-0100 предпочли непрямое копирование стилистики немецкого NSU Prinz, к слову, имевшего не продольную, а поперечную компоновку силового агрегата. Влияние на облик отчасти оказал и печально известный Chevrolet Corvair – поговаривают, что экземпляр "американца" находился в распоряжении НАМИ.
ВАЗ-2101-80
Нравится? Нам тоже! Так могла выглядеть модернизированная "Копейка" образца 1980 года, что и было отражено в названии. По замыслу, автомобиль нес в себе шасси оригинального ВАЗ-2101, но отличался собственным и довольно симпатичным кузовом авторства дизайнера Владислава Пашко.
Согласитесь, что проект выглядел достойно как для 1975 года, когда он, собственно, и появился, не теряя актуальность и в восьмидесятые.
Кроме варианта с кузовом седан задумывалась и двухдверка, что могло сделать жизнь советских любителей стильных машин с условно спортивными чертами отнюдь не томной. Но не сложилось.
ВАЗ-2112
"Двенашка" – это хэтчбек, но так было не всегда. Во времена, когда переднеприводников в Тольятти еще в помине не существовало, инженеры решали дилемму – пойти по пути классической компоновки или выбрать переднеприводную концепцию. Задний привод и продольное расположение силового агрегата отстаивал вариант 2112, который с передка слегка смахивает на Ford Sierra и Scorpio, а боковинами вызывает ассоциации с заслуженной Audi 100 C3, она же "Сигара" или "Селедка".
В итоге в серию пошло переднеприводное семейство, а проект 2112 закрыли в 1985 году. Интересно, что макет ВАЗ-21099 изначально назывался 2110 и получил свое имя в конце 1985 года.
УАЗ-3170
Этот "советский Range Rover" мог сменить УАЗ-469, параллельно проделав работу над ошибками. Разработка первого варианта модели 3170 началась в 1974 году и по ее итогам на свет появился внедорожник неразрезными мостами и впечатляющим дорожным просветом в 325 мм.
Компоновка позволяла построить на его основе не только автомобиль с двумя объемами, но и машину бескапотной компоновки, то есть, микроавтобус. В дальнейшем инженеры дорабатывали внедорожник – появилась версия с мягким верхом и военная модификация, которая прошла заводские испытания и получила одобрение Министерства Обороны, но так армии и не пригодилась. От разработки окончательно отказались в 1996 году, использовав наработки в UAZ Patriot.
МАЗ-2000 "Перестройка"
Хватало в Советском Союзе и интересных грузовых автомобилей гражданского назначения. Один из самых выдающихся построен в Минске и награжден золотой медалью на Парижском автосалоне 1988 года за технические достижения. Главной особенностью конструкции было объединение кабины и грузового отсека в неподвижный модуль и поворотного тягового модуля.
Инженерный огород нагородили для значительного улучшения аэродинамики и увеличения объема кузова. Кроме того, автомобиль отличался стеклопластиковыми кузовными панелями и обтекателями колес, панорамным лобовым стеклом и ровным полом кабины. Увы, название проекта напрямую отражало сопряженные с ним сложности – под машину пришлось бы вносить коррективы в инфраструктуру как минимум терминалов. А ведь обсуждения производства шли на министерском уровне и именно таким мог стать новый белорусский "дальнобойщик"…
МАЗ-5445
Этот красавец тоже мог прийти на смену минским тягачам, но не сложилось. Об этом автомобиле ходит красивая легенда, мол, французы посмотрели на него и слепили свой Renault Magnum. Дело в том, что "Магнум" родился в 1990 году, а МАЗ – в 1993-м. Тем не менее, машина интересная и красивая, с отделенной от шасси стеклопластиковой кабиной и ровным полом. Судьба прототипа довольно необычна – на рубеже двухтысячных годов экспериментальный тягач купило одно московское кузовное ателье и поставило металлическую кабину с низкой крышей, а затем выставило на продажу. Говорят, компания даже получила пару заказов на такие тягачи, но выпустить их не удалось.
ПАЗ "Турист-люкс 8,5"
Отличился и Павловский автобусный завод, создавший в 1969 году потрясающе красивый автомобиль для дальних поездок с отсылкой к длине кузова в названии. "Турист", над которым работал главный конструктор Сергей Иванович Жбанников и дизайнер Марк Васильевич Демидовцев, оснастили силовым агрегатом от ЗИЛ-130 – 150-сильный двигатель и пятиступенчатую коробку передач, впервые применив на модели ПАЗ заднее расположение двигателя. Интересной была и внутренняя компоновка – с 24-местным салоном соседствовал бар, умывальник и гардероб в одном отсеке и багажник в другом.
Автобус совершил туристическое ралли по Европе, произвел фурор, неоднократно модернизировался (в частности, появилось цельное панорамное лобовое стекло, изменено расположение оптики и трапециевидное стекло вместо круглого в задних аварийных дверях), а его производство планировалось с 1975 года. Тем не менее, в серию он так и не попал, в частности, потому что не был унифицирован с перспективными автобусами тех лет.