Авторамблер

7 странных водительских мифов, которые пора забыть

© Shutterstock / VOSTOCK Photo

В мире автомобилистов существует множество легенд, стереотипов и домыслов. Одни совершенно безвредны и нелепы, другие откровенно опасны.

Мифы умеют поселяться в сознании людей, словно прошивка ЭБУ, которую просто так не перезалить. Часто они не имеют под собой доказательной базы, основаны на домыслах и относятся к информации из разряда "бабушка мужа сестры сказала, сидя в баре у Акбара…".

Шипованные шины лучше фрикционных и… наоборот

Однажды автор этих строк слушал откровения вполне взрослого человека, который отнюдь не на голубом глазу доказывал высокую опасность шипованных покрышек. Вернее, как доказывал… Единственным аргументом был его вылет с трассы – виновником он признал именно "шипы", которые тогда были установлены на его автомобиле. Версия с банальной водительской ошибкой в расчет не принималась. Да и сами вы наверняка не раз слышали рассказы о том, что, якобы, тормозной путь на шипованных шинах больше, чем на фрикционных, а управляемость на них хуже, чем у бульдозера. В то же время бывают и совершенно полярные мнения, когда "шипы" превозносятся до небес.

© Shutterstock / VOSTOCK Photo

На самом же деле все зависит от типа покрытия и температуры окружающей среды. Факторами, влияющими на длину тормозного пути, всегда интересовались наши коллеги из издания "За рулем". Еще в далеком 2009 году они провели ледовый тест, дабы выяснить все обстоятельства. Результаты варьировались в зависимости от температуры. На 20-градусном морозе автомобиль, обутый во фрикционные покрышки замедлялся заметно лучше, чем на "гвоздях". При -13 С средние значения выровнялись, а при "повышении градуса" шипованные шины показывали существенно лучшие результаты.

Предвосхищая замечания о том, что тест проводился слишком давно и с тех пор все могло поменяться, вспомним результаты недавних сравнений. Как правило, картины там схожие – "шипы" немного уступают при замедлении на асфальте, демонстрируют более стабильное поведение на льду и выигрывают при околонулевой температуре и даже на мокром асфальте. Хотя, конечно, в немалой степени результат зависит от конструкции и особенностей конкретных покрышек.

Стекла следует мыть исключительно снаружи

© Shutterstock / VOSTOCK Photo

Многие автомобилисты выбрали довольно странную "одностороннюю гигиену" лобового стекла. По их логике оно пачкается исключительно снаружи и мыть-протирать его следует лишь со стороны внешней агрессивной среды. При этом частенько забывается, что и в салоне среда отнюдь не безоблачная. Внутренняя часть стекла накапливает грязь, в особенности, "лобовик" не блещет чистотой у активных курильщиков. Но днем грязь изнутри почти не видна, зато в сумерки и ночью она может ухудшить обзор, провоцируя появление опасных бликов.

Ассистенты активной безопасности часто во вред

Раньше трава была зеленее, женщины моложе и машины "честнее", верно? Не было богомерзкой электроники, которую так часто ругают старорежимные водители, поддерживающие принцип "чем проще, тем лучше" и "чем проще, тем более умелый водитель". Конечно, усложнение конструкции в области электрооборудования автомобиля далеко не всегда идет на пользу надежности, но клеймить электронные системы активной безопасности как абсолютное и ненужное зло, из-за которого "водители разом потеряли квалификацию», на наш взгляд, не вполне уместно.

© Shutterstock / VOSTOCK Photo

Достаточно вспомнить статистику компании Bosch конца прошлого года, согласно которой системы курсовой устойчивости в одной только Европе спасли более 8,5 тысяч жизни. Проблема не в электронике, а в людях, считающих ее абсолютной панацеей. Автомобилисты наивно считают, что ассистенты незримой рукой восстановят курсовую устойчивость, позволяю пройти крутой скользкий поворот на запредельной скорости и… почему-то не учитывают непреклонность и суровость законов физики.

В повороте тормозить не в коем случае нельзя

В подкорку мозга водителей с самого начала их автомобильной карьеры даже в самых захудалых школах закладывается правило: следует максимально замедлиться перед поворотом и проходить дугу на ровной тяге. Если речь идет о машинах без антиблокировочной системы тормозов, то вопросов данное наставление не вызывает. Но в настоящее время абсолютное большинством машин оснащено ABS, которая в случае экстренной ситуации позволяет замедляться на дуге. Увы, многие водители настолько сжились с мыслью о запрете торможения в повороте, что даже не предпринимают попытки замедлиться при возникновении опасной или нештатной ситуации на дуге – очевидно, они боятся, что при торможении в повороте начнется неконтролируемое вращение и не спешат проверять обратное. А ведь сейчас даже мотоциклы оснащаются антиблокировочной системой, работающей в наклоне. Вместе с тем следует помнить, что ABS способна увеличить тормозной путь на рыхлых покрытиях, а системы некоторых автомобилей на неровной поверхности или в поворотах сильно растормаживают колеса, приводя к значительному увеличению тормозного пути. Речь, как вы догадались, о Volkswagen Tiguan и некоторых других моделях Volkswagen Group, продемонстрировавших посредственные результаты в тестах "Авторевю" из-за ошибки в прошивке блока ABS.

Езда в солнечный день безопасна

© Shutterstock / VOSTOCK Photo

Действительно, вокруг светло, обзорность отличная, дорога видна на несколько километров вперед… Но вот вам как минимум две опасные ситуации, которые могут возникнуть в солнечный день. Представьте себе городскую улицу с шеренгой деревьев. Солнце, светящее со стороны зеленых насаждений, оставит на асфальте контрастные темные тени, в которых легко и непринужденно может "спрятаться" пешеход или собака. Вторая ситуация, опасность которой часто недооценивают, подстерегает на рассвете и закате, когда водитель едет на восток и запад соответственно. В это время солнце находится низко и нещадно слепит. Это следует учитывать тем, кто движется в противоположную сторону – по сути навстречу вам едут тонны "полуслепого" железа.

Ремень безопасности может навредить

Ну разве не прелестный миф? Поговаривают, что нелепое и в высшей степени опасное заблуждение пошло в народ после того как чей-то "брат жены друга сестры" попал в аварию, но остался жив, поскольку не был пристегнут и вылетел из автомобиля до того, как его расплющило. Некоторые водители также не пристегиваются потому, что им так неудобно ездить – ремень, мол, сковывает движения. А еще существует прослойка автомобилистов, которые боятся пожара заклинившего замка ремня безопасности. Что тут скажешь… В мировой практике встречаются странные частные случаи, но они не опровергают правило. Кроме того, нет и не может быть ни малейшей гарантии того, что именно вы, будучи непристегнутым, попадете в ситуацию, когда следование подобным "советам" вас спасет. Скорее, наоборот. По статистике, ремни спасают от гибели примерно в 70%. При лобовом столкновении шансы выжить у пристегнутых увеличиваются в 2,3 раза, при боковом ударе – в 1,8 раз и в пять раз при перевороте.

© Shutterstock / VOSTOCK Photo

При столкновении на скорости, скажем, около 80 км/ч пассажир, не удосужившийся пристегнуться, фактически обречен. Через 0,05 секунды после столкновения на людей, находящихся в салоне, начинает действовать сила, превышающая их вес примерно в 80 раз. То есть, 80-килограммовый пассажир весит 6,4 тонны. Вмиг потяжелевшие тела бьются о руль, торпедо, спинки передних кресел, стойки и крышу. Смерть наступает за четверть секунды. Вы все еще не хотите пристегнуться?

Пьяные водители выживают в аварии

Здесь ситуация тоже интересная. Согласно исследованию ученых университета американского штата Иллинойс, у нетрезвых людей якобы меньше шансов погибнуть в разных экстремальных ситуациях, включая аварии. Выводы были сделаны после изучения истории болезней 191 тысяч граждан, обратившихся в травматологические центры Нового Света с 1995 по 2009 год, из которых 6733 человек скончалось от полученных травм. По совпадению или странной парадоксальной закономерности, но после госпитализации чаще выживали нетрезвые – в среднем их шансы были на 50% выше, за исключением ожоговых травм.

© Shutterstock / VOSTOCK Photo

Говорить о пользе принятия алкоголя перед поездкой на автомобиле, мотоцикле или другом объекте повышенной опасности – это, конечно, за гранью здравого смысла, не говоря уже о законодательных аспектах. Даже если и допустить, что пьяные водители каким-то чудом выживают чаще трезвых, но гораздо очевиднее то, что они с завидной регулярностью ежегодно отправляют на тот свет тысячи ни в чем неповинных людей.

К счастью, в России ситуация с "пьяными" авариями продолжает улучшаться. Так, за первое полугодие 2018-го произошло 5547 ДТП, что на 13% меньше, чем за аналогичный период 2017 года, в которых погибло 1 279 человек (-44%).