7 вещей, которым должны учить в автошколах, но не учат
Для чего ходить в автошколу понятно всем: чтобы получить хотя бы минимальный набор знаний и навыков, позволяющих выезжать на дороги общего пользования. Вот только действительно ли наши начинающие водители обладают этим самым минимумом? Даже если предположить, что все автомобилисты честно сдали экзамены в ГИБДД, то аварий с участием начинающих водителей все равно слишком много. По статистике Госавтоинспекции в период с января по сентябрь 2017 года было зафиксировано 7211 ДТП с участием водителей-новичков. То есть почти столько же, сколько с участием пьяных водителей (9822).
Корни столь печальной статистики лежат в том числе в низкой подготовке водителей. Даже несмотря на то, что обучение в автошколе сейчас фактически длится полгода. И дело не только в аварийности – зачастую водитель сталкивается на дороге с теми проблемами, о которых ему во время учебы никто не рассказывал. Мы решили вспомнить несколько важных советов, которые помогут каждому водителю.
1. Не занимать левый ряд
Сразу же поясним: о том, что левый ряд предназначен только для поворота налево, разворота и обгона, в автошколах говорят. Более того, это – один из вопросов теоретического блока на экзамене, а весь практический курс ученика просят держаться правее. Вот только когда человек заканчивает автошколу, он об этом быстро забывает. Да и эффективно использовать левый ряд для обгона в автошколах не учат. Большой скорости автомобилист-новичок как правило тоже боится, но в левый ряд при этом суется, ведь строго инструктора больше нет! В итоге, мы наблюдаем, как начинающие водители "тошнят" в левом ряду, не используя его по прямому назначению.
2. Учиться ездить по автомагистрали
Пункт, который очень перекликается с предыдущим. Как известно, автомагистраль – это такая дорога, которая пересекается на одном уровне с другими дорогами, а также имеет проезжие части, отделенные друг от друга разделительной полосой или отбойником. И разрешенные скорости на автомагистрали очень высокие. Тут-то и начинаются проблемы. Дело в том, что в нашей стране учебная езда на автомагистралях и трассах отмеченных знаком "Дорога для автомобилей"… запрещена! А поскольку практические занятия, как правило, проходят в городе на скорости 40 км/ч, то неудивительно, что человек, только что получивший права, ездить по автомагистралям просто не умеет! И откуда же он узнает, как правильно двигаться по дороге, где нормальная скорость – это 100-110 км/ч. А ведь надо еще и перестраиваться?!
В Германии, например, езда по автобану – обязательный (!) пункт программы обучения в автошколе. То есть, не выехать на магистраль и при этом получить права просто невозможно! Конечно, в России пока что не так и много магистралей. Но там, где они есть, обучение можно было бы сделать обязательным! И, конечно же, всем обязательно нужно рассказывать, что на автомагистрали нельзя занимать левый ряд и ехать слишком медленно – это опасно!
3. Соблюдать дистанцию
Разумеется, о необходимости соблюдать достаточную дистанцию в автошколах говорят. Вот только на практике обычно возникают проблемы. Как мы уже говорили выше, на практических занятиях кандидат в водители не разгоняется быстрее 40-50 км/ч. А что будет, если водитель-новичок поедет по загородной трассе, где скорости уже сильно выше, чем в городе? Какое расстояние до впереди идущего транспортного средства может считаться "безопасным" или "достаточным"? И как его определять? Об этом в автошколах редко вспоминают.
4. Ездить ночью
Так уж получилось, что Россия – страна с суровыми климатическими условиями. У нас долгая зима, низкое небо, часто выпадают осадки в виде снега или дождя. А еще – у нас рано темнеет осенью и зимой. Но знаете ли вы, что обучать вождению автомобиля ночью у нас тоже запрещено? Причем не просто ночью, а "в темное время суток"! Скажем, стемнело в 5 часов вечера – всё, будьте добры перенести занятие.
Конечно же, часть инструкторов этот пункт игнорирует. И это хорошо! Обучение вождению ночью нужно сделать обязательным – точно так же, как в Германии. Будущему водителю обязательно нужно на практике показывать, как правильно пользоваться ближним и дальним светом, рассказывать, какие опасности его могут ждать ночью, а также учить его следить за чистотой световых приборов.
5. Ездить зимой
Этот пункт похож на предыдущий, с той лишь разницей, что речь идет об особенностях вождения автомобиля в зимний период. Почему-то предполагается, что самое главное – это в принципе научить водителя ездить. А летом или зимой – не важно, водитель сам разберется. В итоге те автомобилисты, которые учились ездить зимой, автоматически выходят из автошколы более опытными – поскольку знают, какое покрытие может быть под их колесами и что нужно делать, чтобы не попасть в ДТП.
А если человеку не повезло, и он учился ездить летом? Тогда знакомство с зимней ездой придется проходить при помощи проб и ошибок. А ведь можно было бы обязать автошколы обучать всех особенностям зимней езды, в том числе и на практике – как это сделано в Швеции. Это не повлекло бы за собой особых расходов, зато могло бы спасти жизни. Кажется, это будет поважнее, чем рассказывать начинающим водителям об особенностях организации таксопарка?! Что? Вы не знали, что этот блок обучения сейчас обязателен для всех кандидатов в водители категории "В"?
6. Общаться с инспектором
Этот пункт может показаться несколько странным, но не включить его в наш материал мы просто не могли. В автошколе курсант, претендующий на права категории "В", усваивает, что обязан передать сотруднику ГИБДД для проверки водительское удостоверение, регистрационные документы (СТС) и полис ОСАГО. И всё – больше в автошколах ничему не учат! А вот обязан ли инспектор ГИБДД представиться? Назвать причину остановки? Можно ли его снимать на камеру? Как грамотно оспорить вменяемое нарушение, если вы с ним не согласны? Куда звонить, если у водителя вымогают взятку?
Ответы на все эти вопросы человек узнает уже потом – на собственном опыте. А ведь стандартизация процедуры общения с инспектором (например, как в США) могла бы решить эти вопросы. Но и водителей нужно обучать себя вести. Причем речь идет не только о знании свои прав, но и о культурном общении с сотрудником ГИБДД.
7. Оформлять ДТП (заполнять европротокол)
Конечно же, в автошколах говорят, что в случае ДТП, водитель обязан остановиться и оформить аварию. Причем не важно, идет речь о незначительном столкновении, где вполне можно обойтись европротоколом, или о серьезной аварии, где нужно вызывать ГИБДД.
Вот только как правильно оформить документы – в автошколе не говорят! Мелочь? Отнюдь! Именно из-за того, что люди боятся или не знают, как правильно оформить европротокол, зачастую блокируется проезжая часть, а у самих водителей нередко начинаются проблемы со страховыми из-за ошибок, допущенных при оформлении. Так почему бы не научить этому в автошколе?
Вспомнили еще полезные навыки? Предлагаем обсудить их в комментариях.
Фото: РИА "Новости" / Павел Лисицын