Авторамблер

Audi RS2 Avant: семейный спорткар из 90-х

Испытываем самый первый “заряженный” Audi c приставкой RS к названию

В прошлый раз в рамках серии эксклюзивных тестов мы изучили первенца спортивного подразделения BMW M. Теперь же возьмемся за еще одного интересного “немца”, с которым компания Audi открыла линейку самых мощных автомобилей бренда.

Речь идет о первой RS-модели - Audi RS2 Avant с практичным кузовом типа универсал, 315-ю “лошадками”, полным приводом и деталями от... Porsche 911.

Чистая связь

Газ в пол, 2,2-литровая рядная наддувная “пятерка” не спеша набирает обороты, стрелка уже прошла уже половину тахометра, а я все жду и жду бодрого “турботолчка”. Но расслабляться нельзя - когда нагнетатель “раздувается” (ближе к 5 000 об/мин), происходит нечто страшно волшебное, поверьте: салон наполняется диким воздушным свистом системы впуска, а голова сама начинает постепенно опрокидываться назад.

Да, в те времена не было никакого дела до турбоямы, которая превращает спортивный автомобиль на низких оборотах в “малолитражку”. Важнее были: “А” - быстрый разгон с места и “Б” - высокая максимальная скорость. Так вот, первым упражнением RS-ка впечатляет больше всего: если раскрутить турбомотор и на передаче бросить тугую педаль сцепления, то получаешь четыре буксующих колеса и 410 Нм тяги, которые заставляют кузов автомобиля “присесть” на заднюю ось, а водителя - приготовиться отлавливать разгруженную переднюю ось. При этом ощущается какая-то несовершенная и в то же время чистая механическая связь, которую не встретишь на современных “зажигалках”.

Если же говорить в цифрах, то по паспорту до “сотни” универсал разгоняется за 5,4 с. Причем первые 50 км/ч машина способна набрать всего за 1,5 (!) секунды - именно по этому показателю в 90-е года немецкие журналисты выделяли RS2, сравнивая ее с 627-сильным суперкаром McLaren F1, который выполнял этот же спринт на несколько десятых медленнее.

С “максималкой” у первой RS-ки тоже все в порядке: в теории - 262 км/ч, но на загородном шоссе мне удалось разогнать “старушку” только до 230 км/ч. Дальше здравый смысл подсказал не испытывать судьбу на зимней резине и холодном асфальте... Впрочем, даже на шестой передаче турбомотору хватает прыти ускорять 1 595-килограммовый универсал, поэтому, по ощущениям, летом несложно будет упереться в ограничитель.

Интерьер RS2 перенял у модели S2: трехспицевый руль, спортивные сидения Recaro, отделку карбоном, а также приборы, показывающие зарядку аккумулятора, температуру моторного масла и его давление. Указатель давления наддува, вмонтированный в воздушный дефлектор, нештатный.

То ли Audi, то ли Porsche

Вначале я упомянул про детали от Porsche. На самом же деле сама компания из Штутгарта приняла более серьезную роль в проекте, который в итоге даже получил официальное название Audi-Porsche RS2. Дело в том, что в конце 80-х у “Порше” рухнули продажи, а сам бренд оказался в серьезном кризисе. Одним из спасательных кругов для компании стал “заряженный” универсал, который Porsche не только помогала разрабатывать, но и производить на заводе “Порше” в Цуффенхаузене. За период с 1994 по 1995 гг. успели собрать всего 2 891 экземпляр, один из которых попал в заботливые руки одного из членов российского автоклуба “Ветерок”.

В 90-е годы Audi RS Avant даже прозвали “Porsche killer” за то, что он больше половины секунды выигрывал в разгоне до “сотни” у Porsche 911 (964), от которого универсал получил колесные диски, тормозную систему и даже некоторые детали двигателя.

За основу первой RS-ки (от RennSport, что в переводе с немецкого – “гоночный”) был взят 230-сильный универсал Audi S2 Avant, двигатель которого хорошенько перетряхнули, “выжав” из него еще почти сотню лошадей: поставили новые распредвалы, впускной коллектор, а также более производительные турбину, форсунки и регулятор давления топлива от Porsche 911 (964). Кстати, от этого же “поршака” RS2 позаимствовала четырехпоршневые тормозные суппорты Brembo, боковые зеркала и колесные диски Porsche Cup.

Рядный пятицилиндровый двигатель объемом 2,2 литра имеет отдачу 315 л.с. и 410 Нм крутящего момента. У него двадцать клапанов, крупная турбина от немецкой компании KKK, высокопроизводительные форсунки и регулятор давления топлива от Porsche 911 (964).

Ходовая и трансмиссия Audi RS2 - отдельный вопрос. Несмотря на спортивные жесткие амортизаторы и усиленные стабилизаторы поперечной устойчивости (перекочевали с модели S2), настроено шасси все-таки с прицелом на комфорт и ежедневное использование. Некая “расслабленность” подвески особенно ощущается, когда в поворотах кузов откровенно заваливается наружу виража. Но за рулем “заряженного” универсала этот момент не пугает: благодаря “честному” полному приводу со старым добрым “самоблоком” Torsen под тягой автомобиль едет по дуге уверенно, а главное, так же цепко, как и его современный собрат RS4 c более совершенной трансмиссией (на основе дифференциала с коронными шестернями).

А как дела обстоят вне асфальта? Ради банального любопытства и эффектных фотоснимков, петляя по подмосковным дорогам, я не мог не свернуть в заснеженный лес. Но, к сожалению, даже несмотря на наличие полного привода и принудительной блокировки заднего дифференциала (кнопкой из салона), RS2 оказался совсем чужим в этих условиях. Ходы подвески - короткие, клиренс - всего 10 сантиметров, а конструктивные особенности межосевого дифференциала могут сыграть злую шутку, поскольку при вывешивании хотя бы одного переднего колеса Torsen не блокируется и автомобиль фактически превращается в заднеприводный. Конечно, зная все это, я все же умудрился посадить RS-ку на пузо, лишив переднюю ось зацепа и шансов самостоятельно выбраться из засады. Что и требовалось доказать.

Цена знакомства

Если верить оценкам специалистов, то в России осталось около 50 экземпляров универсала Audi RS2 Avant. При этом чаще всего за подобными классическими машинами “охотятся” частные коллекционеры, реже - энтузиасты-автолюбители. Когда RS-ка в хорошем состоянии “всплывает” на площадках по продаже автомобилей, за нее просят в среднем миллион рублей. Не так много, учитывая, что владение RS2 обходится дешевле обслуживания того же “хот-хэтча” Audi RS3 последнего поколения.

В итоге получаем относительно доступный и комфортный лимитированный универсал, который по-прежнему не уступает по динамике многим современным спорткарам, а впечатляет и дарит ярких эмоций в разы больше. Главной же заслугой RS-ки является тот факт, что в 90-е она подарила жизнь не только экстремальной линейке Audi, но и именитому бренду Porsche. Знаете, если бы эта RS2 ожила, то после знакомства мне было бы не стыдно подойти и взять у легенды автограф…

Алексей Дергачев,

фото автора и Дениса Свешникова

Хотите еще больше новостей, фото и видео об автомобилях? Подписывайтесь на нас в Facebook, Вконтакте, YouTube.