ГИБДД приравняет ряд лекарств к алкоголю и наркотикам
СМИ узнали о том, что Госавтоинспекция и Минздрав приступили к разработке документа, который вносит поправки в ст. 12.8 КоАП РФ и исключает имеющийся в законодательстве пробел. Дело в том, что для установления факта опьянения водителя необходимо заключение врача – оно выносится на основе результатов анализов мочи и крови. В настоящее время законом предусмотрено, что опьянение можно установить в случае обнаружения в организме спирта и наркотических веществ, однако если были выявлены лекарственные препараты, то водителя пьяным признать нельзя.
Самое распространенное лекарство, которое выявляют в ходе анализа у автомобилистов – это седативный препарат фенобарбитал. Кроме того, нередки случаи, когда водители употребляют димедрол (снотворное). Как сообщает "Коммерсантъ" со ссылкой на данные ГИБДД, в 2017 году было зафиксировано более 240 случаев, когда автомобилисты принимали подобные препараты и уходили от ответственности по статье 12.8 КоАП РФ, предусматривающей наказание за пьяную езду в виде штрафа в размере 30 тыс. рублей и лишения прав на полтора года.
В связи с этим в Госавтоинспекции предложили дополнить указанную статью перечнем запрещенных к употреблению за рулем медицинских препаратов. В Минздраве идею поддерживают, как и в Госдуме.
Первый зампред комитета Госдумы по госстроительству Вячеслав Лысаков полагает, что Минздрав должен определить группы препаратов и дозы, превышение которых будет приравнено к употреблению спиртных напитков и наркотиков за рулем. При этом, отмечает Лысаков, следует ввести два состава правонарушения. Первый – для водителей, которые принимают препараты в терапевтических целях, но при этом садятся за руль вопреки противопоказаниям в инструкции. Второй – для наркоманов, "глотающих таблетки пачками для получения одурманивающего эффекта". В первом случае наказание будем менее жесткое, чем во втором. Наркоманов же парламентарий предлагает ставить на учет в наркодиспансере и лишать права управления автомобилем.
Опрошенные изданием эксперты назвали несколько проблем, с которыми могут столкнуться разработчики законопроекта. Дело в том, что документ не будет учитывать физическое состояние конкретного человека, а это важный фактор, который определяет, какой эффект оказывает тот или иной препарат.
Вторая проблема – это то, что производители лекарств по-разному формулируют запрет на вождение. В случае с димедролом, например, прямого запрета садиться за руль нет. В инструкции имеется обтекаемая фраза об "опасных видах деятельности, требующих повышенного внимания и быстрых психических реакций", при которых пациент, принимающий таблетки, "должен соблюдать осторожность".
И, наконец, последняя загвоздка – это срок выведения лекарств из организма. Корвалол (успокаивающее), например, выводится по несколько недель. А значит все это время автомобилист рискует быть наказанным.