К чему приведет "ловля" нарушителей ПДД с помощью смартфона?
Новый законопроект позволит штрафовать водителей на основании любительских видеозаписей. При этом оформлять квитанции за нарушения будут по ускоренной процедуре. "Авторамблер" опросил экспертов, чтобы узнать об ожидаемых последствиях принятия документа.
Новая законодательная инициатива была подготовлена Министерством внутренних дел. Предполагается, что очевидцы нарушений ПДД смогут отправить их через сайт Госуслуг при помощи специальной программы. Теоретически возможность пожаловаться на автохамов у россиян есть и сейчас — нужно лишь прислать соответствующее обращение вместе с видеороликом или фото нарушения через форму ГИБДД. Однако по закону должностные лица обязаны провести соответствующую проверку: вызвать гражданина, предоставившего информацию о правонарушении, установить личность предполагаемого нарушителя, вызвать его для опроса, установить свидетелей и т.д. При этом сотрудники ГИБДД должны составить протокол об административном правонарушении, но ограничены лишь двухмесячным сроком привлечения к ответственности.
В МВД предлагают эту ситуацию поменять, а именно – внести изменения в КоАП, благодаря которым за отдельные нарушения ПДД, зафиксированные третьими лицами, можно будет привлекать к ответственности без составления протокола. Грубо говоря, если гражданин, зарегистрированный на сайте Госуслуг, пришлет видео или фото, как кто-то нарушает ПДД, нарушителю автоматически выпишут штраф точно так же, как это происходит с комплексами автоматической фото- и видеофиксации.
Новый законопроект направлен на повышение безопасности дорожного движения. Но нет ли в нем подводных камней? Как пояснил "Авторамблеру" депутат Государственной думы Вячеслав Лысаков, фактически новая инициатива выполняет поручение президента от 14 мая 2016 года, посвященное внедрению системы гражданского контроля за нарушителями. В. Лысаков пояснил, что и сейчас ГИБДД разбирает заявления граждан с приложенными видео- или фотофайлами. Однако это – целый "длительный административный процесс".
"Тот законопроект, о котором мы говорим – это еще не сама программа, а лишь правовые основания под неё. Сама программа еще не разработана, ею занимается МВД и Минсвязи. И если говорить об этой правовой основе, то она совершенно нормальная, внятная и действительно будет служить профилактикой нарушений. Любой нарушитель будет знать, что его действия будут зафиксированы, и он сразу автоматически получит штраф. Это необходимо для улучшения неотвратимости наказания, с которой у нас есть очень большие проблемы – её практически нет!", - пояснил Лысаков.
Одновременно депутат отметил, что основной вопрос заключается в том, где эта программа будет установлена. Если речь идет только о специальном приложении для смартфона, КПД от него будет крайне низким. "Представить себе человека, который стоит на перекрестке с включенным смартфоном и ждет, пока кто-то нарушит ПДД - это нереальная картина. А вот если будет возможность на сертифицированный регистратор эту программу как-то скачать, то тогда КПД будет максимальным. Миллионы автомобилистов имеют видеорегистраторы, и если их можно будет оснастить этой программой под цифровую подпись, то достаточно будет отправить только видеофайл, и нарушитель будет наказан", - добавляет Лысаков.
Вместе с этим депутат отмечает, что изначально предполагалось, что программа будет направлена на пресечение грубых нарушений ПДД, вроде выезда на "встречку" и проезда на красный свет. А вот если она будет использоваться в отношении стоящих автомобилей (например, припаркованных на газоне), не исключены случаи откровенных манипуляций и фотомонтажа.
Глава "Движения автомобилистов России" Виктор Похмелкин к новому законопроекту отнесся с большей критикой, и назвал его "грубым нарушением правовых принципов, заложенных в конституции и законодательстве об административных правонарушениях". "Когда поступают какие-то видеоматериалы, обязательно нужно установить источник. И во-вторых, надо проверить прибор, при помощи которого эти материалы были получены. Когда привлекают к ответственности на основании данных фото- и видеофиксации, известно, что это – такая-то камера, она сертифицирована и прошла проверку. Если такой материал направляют с помощью видеорегистратора или мобильного телефона, то источник непонятен, равно как и качество прибора. Как одно из доказательств вины водителя такой прибор можно использовать. Но категорически неприемлемо использовать его в качестве "царицы" доказательств", - уверен В. Похмелкин.
Он также отметил, что в подобных случаях необходимо возбуждать дело об административном правонарушении, проверять прибор, при помощи свидетелей подтверждать источник получения видеоматериала, получать объяснения с водителя и затем составлять или не составлять протокол. В противном случае нарушаются права лиц, привлекаемых к административной ответственности. "Я уж не говорю о том, что кто-то может заняться видеомонтажом. К примеру, свести счеты с соседом, с которым был скандал или конфликт. Если это предложение примут, оно станет явно предметом для подачи иска в Конституционный суд", - добавил В. Похмелкин. Также, по мнению эксперта, появление законопроекта связано с тем, что полиции просто не хочется проверять заявления такого рода. "Я абсолютно убежден, что по каждому второму такому сообщению будут споры, скандалы и конфликты. Безопасности это способствовать не будет", - отмечает глава "Движения автомобилистов России".
Читайте также
А вот координатор движения "Синие ведерки" Петр Шкуматов в свою очередь обращает внимание, что изначально предполагалось, что приложение будет использоваться только для фиксации грубых нарушений ПДД. Сейчас же в список нарушений вошли нарушения правил парковки. Причем, по словам Шкуматова, фиксировать их нужно будет не видеорегистратором, а именно определенным приложением для смартфона вроде "Помощника Москвы".
"Единственный кейс, который более-менее работоспособен в этой истории – это фиксация нарушения правил парковки. Все остальные там для "галочки", конечно, есть, но они абсолютно неработоспособны. Зафиксировать их чисто технически будет невозможно", - поясняет Шкуматов, одновременно замечая, что использование телефона за рулем – это нарушение ПДД. Также эксперт отмечает, что в список нарушений почему-то не вошла езда по обочине, а проблемы с парковкой – головная боль не только Москвы, но и вообще всех крупных российских городов.
"Давайте посмотрим правде в глаза: в РФ в любом мало-мальски населенном городе есть проблема с парковочными местами, есть проблема с абсолютно кривой организацией дорожного движения, особенно – неадекватными запретами на парковку. Москва в этом плане не отличается оригинальностью, просто в столице за неправильную стоянку стали штрафовать. И в итоге мы приходим к тому, что власти начнут использовать ресурсы коммунальных служб, чтобы с их помощью штрафовать своих же граждан за неправильную парковку. И это будет повсеместным", - уверен Шкуматов.
Также координатор движения "Синие ведерки" добавил, что местные власти будут заинтересованы, чтобы оформить как можно больше штрафов за парковку при помощи нового приложения, поскольку деньги от таких нарушений идут в местный бюджет. "Даже если отъехать от МКАД куда-нибудь в Химки, можно увидеть, что там люди в три ряда ночью паркуются. Вот прошелся с этим смартфоном, и оштрафовал 1000 человек. А людям-то что делать? Как им жить, ведь там нет парковок? Таким образом, можно штрафовать людей каждую ночь", - замечает он. Шкуматов добавил, что фиксация таких нарушений – совсем не то, о чем говорилось при разработке законопроекта. Такая трактовка не имеет отношения к безопасности, а проблем у водителей возникнет довольно много. Причем обжаловать подобные штрафы будет бесполезно, поскольку в большинстве случаев чисто формально автомобилисты все же нарушают ПДД, резюмирует Шкуматов.
Тимофей Исаев Фото: РИА "Новости"