Авторамблер

Как не потерять деньги при продаже машины

Искусство выбирать автомобиль, который потом можно "отдать" максимально дорого

Когда доходы росли, как на дрожжах, люди пересаживались на новую "трешку" BMW после продажи пятилетней "трешки" Mazda. Сегодня такой рывок для большинства покупателей непозволителен – цена нового автомобиля во многом определяется тем, сколько удастся выручить за старый. Так можно ли уже на этапе покупки выбрать машину, которая через несколько лет будет продана максимально дорого?

Сама по себе величина падения стоимости еще ни о чем не говорит. Вполне возможно, что сильно теряющая в цене модель в итоге окажется выгоднее той, что дешевеет меньше.

Например, автомобили марки Toyota теряют в цене меньше любого из своих конкурентов. Однако 10-тысячный межсервисный интервал и традиционно дорогое КАСКО значительно сокращают или полностью съедают это преимущество…

Бюджетные иномарки класса B+ дешевеют медленно. Потому, что ниже падать уже некуда – там только продукция АвтоВАЗа…

Но, во-первых, итоговую стоимость владения мало кто считает. А во-вторых, когда приходит время менять машину, все ее прежние экономические победы и поражения забываются, и на первый план выходит остаточная стоимость. Ведь первым взносом в счет покупки нового автомобиля становится сумма, которую удалось получить с продажи старого. Согласитесь, что дотянуться, скажем, до 1 500 000 руб., стартуя с вырученного миллиона гораздо легче, чем с 700 тысяч…

Спрогнозировать, сколько за ту или иную модель будут давать через несколько лет, очень сложно. Например, если к моменту продажи машины данная модель уже будет снята с производства, ее цена на "вторичке" может рухнуть. И все же, определенные закономерности есть.

Завышенная цена – это ваши потери

На российском рынке в каждом сегменте есть модели как с привлекательной, так и с явно завышенной ценой. Однако цена данной модели на вторичном рынке совершенно не зависит от того, насколько выгодно или дорого она продавалась новой.

Поэтому шансы на малую потерю стоимости есть только у моделей с адекватной, а еще лучше – с привлекательной на фоне конкурентов ценой. Если же машина, будучи новой, явно переоценена, потери при ее перепродаже однозначно будут большими.

Не так важно, по какой причине цена нового автомобиля завышена – на вторичном рынке это никого не интересует. Сравните цены нового Peugeot 308 с конкурентами. А потом – цены новых и трехгодовалых 308-х…

Конечно, может получиться так, что из всех машин-одноклассников вам подойдет только переоцененная модель. Но тогда нужно сразу смириться с тем, что выгодно перепродать ее не получится.

Жирок излишеств вытапливается

Запомните: любые излишества, выходящие за рамки разумной достаточности, на вторичном рынке не ценятся. Поэтому деньги, вложенные в избыточный престиж, комфорт или динамику, при продаже автомобиля не возвращаются.

Например, у новых машин ценового диапазона 1,3-1,8 млн. рублей топовые "кожаные" комплектации обходятся на 150-250 тысяч рублей дороже "тканевых" среднего уровня. А на "вторичке" разброс цен определяется в большей степени пробегом и техническим состоянием, нежели комплектацией. Конечно, вторичный покупатель не откажется от "топа" и даже охотнее его купит. Но переплачивать за него точно не станет…

Предыдущий Ford Mondeo ни в чем не уступал своим европейским одноклассникам. Но даже когда находился "на производстве", после трех лет проседал в цене очень сильно – почти до уровня трехгодовалых "Фокусов". Яркий пример того, как народная молва может незаслуженно заклеймить хорошую машину…

А если излишества тянут за собой еще и неадекватную налоговую нагрузку, у такого автомобиля с ликвидностью совсем беда. Например, новая Camry V6 обходилась на 300-400 тысяч рублей дороже 2,5-литровой версии. При этом пятилетние 275-сильные Camry V6 предлагаются за те же деньги или даже дешевле 181-сильных 2,5-литровых. Правильно: кому нужна подержанная "японская Волга" с налогом 41 250 руб. в год, когда за такую же 2,5-литровую машину можно платить 9050 рублей и меньше тратить на топливо…

То есть, жирок излишеств из стоимости автомобиля вытапливается гораздо быстрее, чем усыхают базовые "кости". И чем больше этого жирка, тем сильнее машина "худеет". Особенно много теряют в цене премиальные автомобили по сравнению с массовыми. Например, новый двухлитровый VW Tiguan уходящего поколения стоит 1 700 000 руб., а его гламурный родственник Audi Q3 – 2 600 000 руб. В пятилетнем же возрасте за них просят 950 000 руб. и 1 100 000 руб. соответственно. То есть, Tiguan через пять лет теряет 750 000 руб. или 44% от стоимости нового автомобиля, а Q3 – 1 500 000 руб. или 58%…

Конечно, это не означает, что потенциальный покупатель "Кайена" должен ограничиваться "Дастером". Но если вы замахиваетесь на какие-то излишества, спросите себя: они для меня действительно настолько необходимы, что я готов сначала за них переплачивать, а потом - терять? Честный ответ на этот вопрос обычно ставит мозги на место.

Передовых технологий на "вторичке" боятся

Одна из причин, по которой большинство японских и корейских автомобилей теряют в цене меньше европейских одноклассников – их технологическая консервативность. Да, по сравнению "европейцами" они словно их каменного века. Но простые и проверенные технологии работают, а на "вторичке" ценится именно надежность.

Европейские же автопроизводители – особенно немецкие – настолько закусили удила в гонке технологий, что не успевают не только доводить их до ума перед запуском в производство, но даже осмысливать целесообразность их внедрения…

Бывает и так, что фактическая ликвидность машины не соответствует репутации модели или бренда. Например, существует расхожее мнение, что автомобили Jaguar с возрастом сильно обесцениваются. Но посмотрите: пятилетние XF находятся в одной цене с Audi A6 и BMW пятой серии…

Если покупатели новых машин прикрыты гарантией, то на "вторичке" передовых технологий справедливо опасаются. Кому нужен "одноразовый" турбомотор малого объема? Или "робот" с двойным сцеплением, стоимость ремонта которого измеряется шестизначными цифрами? Или сверхсложная электроника, которая постоянно "глючит"? Поэтому если хотите наслаждаться достижениями прогресса, будьте готовы к тому, что напичканный хайтеком автомобиль сначала придется дорого купить, а потом дешево продать…

Успей продать вовремя

При продаже относительно свежего автомобиля во вторые руки большое значение имеет актуальность модели – то есть, ее присутствие в салонах дилеров. Поэтому если вы покупаете машину на излете производства, максимум через два года после появления модели-наследницы она перейдет в разряд морально устаревших с соответствующей корректировкой в цене. Соответственно, надо либо успеть продать машину до этого момента, либо смириться с потерей и ездить еще несколько лет – резких падений уже не будет.

Для машин класса "люкс" снятие с производства – это приговор ликвидности. Трехгодовалый BMW 740 предыдущего поколения сегодня стоит 2 400 000-2 500 000 руб. – всего лишь 40% от стоимости нового 740-го нынешней модели…

Клеймо морально устаревшей модели особенно критично для премиальных машин, в стоимости которых присутствует престижная составляющая. Эти начинают дешеветь сразу после того, как на дорогах появляется модель следующего поколения.

Таких больше не делают

Впрочем, есть машины, цена которых на "вторичке" после снятия с производства не проседает, а иногда и вовсе начинает расти. Это автомобили с уникальными и востребованными качествами, которых у других моделей, включая их наследниц, нет.

Помните, как после завершения производства начали дорожать подержанные Land Cruiser 100 и Patrol предыдущего поколения? Потому, что с их уходом на рынке не осталось нормальных по комфорту и цене внедорожников на кондовой зависимой подвеске, пригодных для постоянной работы в тяжелых условиях.

Lexus LX570, пожалуй, единственный в классе люксовый внедорожник, продающийся без катастрофической потери в цене. Но когда сравниваешь стоимость КАСКО и транспортный налог для него и, скажем, для дизельного Mercedes GLS, понимаешь, что при продаже "Лексуса" всего лишь возвращается ранее потерянное…

Однако в наше время практически невозможно найти модель с уникальными и востребованными качествами, которых у других машин уже не будет. Автомобили в принципе стали "отформатированными", а нынешний кризис и вовсе не оставил нишевым моделям шансов на выживание в России…

Репутация не всегда справедлива

Помимо перечисленных выше факторов, цена автомобиля на вторичном рынке во многом определяется репутацией бренда и конкретной модели. А что такое репутация? Фактически это народная молва, которая часто складывается не из объективных достоинств и недостатков, а на основе мифов и взятых с потолка предубеждений. Поэтому ту или иную модель на "вторичке" могут как незаслуженно вознести, так и незаслуженно заклеймить.

Например, Renault Latitude по комфорту и надежности не уступает родственному Nissan Teana, а в плане безопасности угона значительно его превосходит. Если популярную "Теану" даже в возрасте "таскают" на запчасти и на двойников, то редкий Latitude главное с ключом в замке не бросать. Для покупателей подержанных автомобилей, у которых денег на КАСКО обычно не остается, это очень важное преимущество.

Но если шестилетняя Teana уходит за 700 000 руб., то Latitude за 550 тысяч продается с трудом. Потому, что Nissan – уважаемая в народе японская марка, а Renault у российского обывателя ассоциируется с ультрабюджетными "Логаном" и "Дастером". То есть, "шашечки" для людей на 150 000 рублей (или почти на 30%) важнее, чем "ехать"…

А бывает и наоборот. Например, имидж марки Kia явно уступает Тойоте, а предыдущий Sportage по надежности, выносливости и способности сохранять товарный вид на второй сотне тысяч пробега – далеко не RAV-4. И тем не менее, спустя год после снятия с производства он теряет в цене также мало, как RAV-4 нынешней модели. Чем объясняется такой кредит доверия, совершенно непонятно. Но тем, кто покупал Sportage новым, это на руку.

Поэтому итоговый рецепт такой: если для вас важна высокая остаточная стоимость, поинтересуйтесь текущими ценами данной модели на "вторичке". Ликвидная в настоящий момент модель, скорее всего, таковой и останется как минимум до момента снятия с производства. Если же машину уже сейчас не ценят, в дальнейшем ее ликвидность точно не повысится.

Александр Конов, Эксперт по выбору автомобилей