Как себя вести, если гаишник хочет сделать из вас "живой щит"
Понять, что вас хотят сделать "живым щитом" несложно – остановка не будет походить на обычную проверку документов. Все происходит быстро, спонтанно, суетливо. "Задержаться" попросят не только вас, но и окружающих. Именно так произошло на трассе М-7, когда сотрудники ГИБДД выстроили на пути нарушителя заслон. В итоге пострадало четыре автомобиля, чьи владельцы были, как говорится, не при делах. Но куда страшнее другое – люди находились в автомобилях и им угрожала опасность, а гаишники даже не удосужились оперативно вывести их и отвести на обочину.
Итак, по пунктам. Прежде всего, водитель должен выполнить требование остановиться. В противном случае ему грозит штраф, согласно части 2 статьи 12.25 КоАП, которая гласит: "Невыполнение законного требования сотрудника полиции, должностного лица таможенного органа или должностного лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере транспорта, об остановке транспортного средства – влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до восьмисот рублей". Из этого следует два момента. Во-первых, если дело принимает серьезный оборот, остановку вы можете совершить не на проезжей части, а на обочине (если это физически возможно, исходя из дорожной обстановки). И, во-вторых, 800 рублей – это ущерб на десятки, если не на сотни тысяч рублей, не общение со страховой компанией, а также не трата времени и нервов. Следует отметить, что до 2018 года в качестве санкции применяли арест, но сейчас подобная санкция уже не применяется.
Что касается методов заблокировать дорогу нарушителю, то они прописаны в Административном кодексе ГИБДД:
с применением специальных средств принудительной остановки транспорта — при наступлении условий и в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, в соответствии с инструкциями о применении таких средств. При этом не допускается применение средств принудительной остановки транспорта в отношении транспортных средств, предназначенных для перевозки пассажиров (при наличии пассажиров), транспортных средств, принадлежащих дипломатическим представительствам и консульским учреждениям иностранных государств, а также в отношении мотоциклов, мотоколясок, мотороллеров и мопедов; на горных дорогах или участках дорог с ограниченной видимостью; на железнодорожных переездах, мостах, путепроводах, эстакадах, в туннелях; посредством временного ограничения или запрещения движения на отдельных участках дорог с использованием сигналов регулировщика, технических средств регулирования и организации дорожного движения, при условии обеспечения безопасности иных участников дорожного движения; с применением огнестрельного оружия — при наступлении условий и в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации; посредством размещения на проезжей части патрульного автомобиля (патрульных автомобилей) с включенными специальными световыми сигналами; посредством размещения на проезжей части грузовых автомобилей.
И напоследок немного "истории". Использование "живых щитов" часто абсолютно неэффективно и сулит разве что финансовые и нервные издержки невольным участникам. Достаточно вспомнить ситуацию на владимирской трассе, когда заслон не остановил нарушителя. Показательные истории произошли в марте 2010 года и октябре 2014 году на МКАД. В первом случае нарушитель протаранил два автомобиля и поехал дальше. МВД за свой счет отремонтировала поврежденные транспортные средства. Во второй ситуации пострадало восемь машин, а "гонщик" вновь уехал. Кстати, участникам аварии выдали справки о ДТП, при этом, по некоторым данным, они не смогли получить компенсации по ОСАГО.
Итак, что делать, если вас пытаются использовать в качестве "живого щита". Само собой, максимально минимизировать ущерб для своего здоровья и имущества. "Гражданин должен подчиняться законным требованиям сотрудника полиции. Если вам говорят поставить машину поперек дороги, сидеть и не выходить так как идет задержание преступника, то вас ставят в опасную ситуацию. Когда вам запрещают движение, вы имеете право остановиться в безопасном месте – отъехать от дороги к обочине", – говорит первый зампред комитета Госдумы по госстроительству Вячеслав Лысаков. Он напоминает, что у сотрудников полиции нет права выставлять "живые щиты". "Такие вещи не допускаются. Есть специальные технические средства, служебные автомобили, грузовой транспорт. Вы обязаны выполнять только законные требования, а когда вашу жизнь и здоровье ставят под угрозу, то это требования незаконные. Лучше вы понесете административную ответственность, чем за вашим портретом будут идти родственники с цветами", – отмечает собеседник "Авторамблера".