Крепость на колесах: что прятали в машинах советских спецслужб?
Начнем мы с уникального ЗИС-115 (он же "Изделие-100"), созданного на основе ЗИС-110
Одним таким пользовался товарищ Сталин
Проект вел КГБ и ведомство позаботилось, чтобы автомобиль больше напоминал передвижную крепость
Бронекапсула и бронестекла толщиной 7,5 см делали ЗИС неуязвимым для всех видов стрелкового оружия
Со стеклоподъемниками поступили интересно
Дело в том, что окна предполагались сдвижными, а для этого инженеры применили гидравлические домкраты, для того, чтобы опускать тяжелые "бойницы"
Броневик весил 4,2 тонны и оснащался 6,0-литровым восьмицилиндровым мотором
Внешне "Изделие-100" почти полностью копировало ЗИС-110
Среди немногочисленных отличий была центральная головная фара, другие колпаки и обычные шины без белой полосы
ГАЗ М-20Г "Победа" - первый автомобиль специального назначения для КГБ. Очень непростая "Победа"!
Снаружи машина не отличалась от всем хорошо известной модели, но была вооружена шестицилиндровым мотором ЗИМ мощностью 90 л.с., который заметно менял ее темперамент и позволял выжимать свыше 130 км/ч
Интересной особенностью специальной "Победы" был багажник, который открывался изнутри. Поговаривают, что его могли использовать в качестве бойницы и в это охотно верится, учитывая, что М-20Г создавалась для сопровождения правительственных кортежей и в качестве "хвостового" автомобиля
ГАЗ М-20Г
ГАЗ-23 с мотором V8. Такие спецверсии выпускались восемь лет и за это время было построено 603 экземпляра для КГБ и других спецслужб. Снаружи машина практически ничем не отличалась от ГАЗ-21
Главной особенностью седана, который в документации назывался "быстроходный автомобиль" или "машина сопровождения", был 5,5-литровый двигатель V8 мощностью 195 л.с. от ГАЗ-13 "Чайка" с автоматической коробкой передач
Разница заключалась в селекторе – на "Чайке" режимы АКП выбираются кнопками, а на супер-"Волге" подрулевой "кочергой", замаскированной под рычаг обычной механики. Спецверсия была на 300 кг стандартного седана, но заметно превосходила его по динамике
Подвеска, разумеется, тоже была модифицирована; спереди устанавливались усиленные пружины, а сзади – более мощные рессоры и рычажные амортизаторы. Существовали даже версии с двумя аккумуляторами, которые требовались для средств связи, установленных в багажнике
Говоря о кэгэбэшных машинах, нельзя не упомянуть легендарную "догонялку" ГАЗ-24-24 на базе "двадцатьчетверки"
Советский суперседан создавался в частности для сопровождения правительственных кортежей и оснащался тем же 5,5-литровым чайковским двигателем V8, что и ГАЗ-23. Мощность – 195 л.с., крутящий момент – 420 Нм
Максимальная скорость "догонялки", по некоторым данным, составляла все 180 км/ч
Дополнительное оборудование имелось, например, системы специальной связи и проблесковые маячки "скрытого ношения", но со списанных машин оно снималось
Автомобиль по сей день окутан тайнами. Например, тираж остается загадкой. По некоторым данным, объемы производства схожи с количеством произведенных ГАЗ-23
В 1985 году на смену хот-роду 24-24 пришел 24-34, созданный путем вкачивания конских доз озверина в ГАЗ-24-10. Внешних отличия от базовой модели не было. Раздвоенная выхлопная система по традиции маскировалась под обычную – из-под бампера торчал лишь один патрубок
ЗиЛ-41072 "Скорпион"
"Скорпион" – один из самых невероятных автомобилей в портфолио ЗиЛ. Огромный седан длиной 6,3 м разработан для охраны и сопровождения и в случае чего готов стать автомобилем огневой поддержки
Гигант с внутризаводским индексом 41072 выглядит довольно необычно из-за широких подножек и поручней на крыше – при необходимости можно ехать снаружи
В крыше предусмотрен люк, но вовсе не для созерцания звезд, а для отработки нештатных ситуаций, а заднее стекло может мгновенно опускаться для ведения огня
Сиденья в задней части салона сделаны поворачивающимися, чтобы удобнее было следить за окружающей обстановкой и в случае чего стрелять
Всего было построено восемь экземпляров "Скорпиона"
Бронированный ЗиЛ-4105, также известный как "Бронекапсула"
В основе автомобиля - бронекапсула толщиной от 4 до 10 мм. Стекла пуленепробиваемые, толщина переднего – 43 мм, а заднего – 47 мм
Интересной особенностью также являются топливные баки с многослойной конструкцией, которая при пробое способна «затягивать раны». Резервуары пожаро- и взрывобезопасные
ЗАЗ-966 с мотором от "Волги". Представьте себе, "ушастый" тоже выполнял оперативную работу!
Молва гласит, что два "Запорожца" переконвертировали в монстров – установили в них волговские моторы, сохранив стандартный внешний вид, что вкупе с малой массой превращало обыденный автомобиль в ракету. Система охлаждения включала в себя два радиатора, которые забирали воздух через "уши"
Автомобили специального назначения для нужд КГБ и первых лиц государства стали легендой – они были мощнее, быстрее серийный прообразов и несли специфичное оборудование. Что миф, а где правда?