Авторамблер

Невидимая защита. Стоит ли бояться электронного ОСАГО?

Доверять высоким технологиям или лучше оформлять документ по старинке?

«Видите страховку? Нет? А она есть». Примерно так могут отвечать гаишникам обладатели электронных полисов ОСАГО. И ведь это не шутка.

Всех, кто до сих пор с недоверием относится к нововведению, сразу успокоим – электронный документ имеет абсолютно такую же силу, как и бумажный. Более того, по мнению страховщиков, со временем документ в материальном виде и вовсе исчезнет. Но пока об этом говорить рано – по данным Российского союза автостраховщиков, к нынешнему октябрю через интернет оформлено всего чуть больше 300 тысяч полисов. Но, как показывает тенденция роста, опасений у автовладельцев все меньше.

С 1 января 2017 года по закону абсолютно все страховые компании обязаны предоставлять услугу e-ОСАГО. На сегодняшний день в электронном виде автогражданку оформляют лишь 17 фирм, как крупных, так и малоизвестных. Хотя выбор все равно более чем достаточный. И мы проверили – системы на официальных сайтах страховщиков действительно работают исправно. А должны будут функционировать идеально. Настолько, что, к примеру, в месяц технические перерывы в работе системы электронного ОСАГО не могут превышать четыре часа. По крайней мере, так прописано в требованиях Центрального банка. За регулярные сбои или отклонения от продаж электронных страховок регулятор грозит отбирать лицензии у компаний.

Как это происходит? Для начала производите расчет стоимости полиса по своим данным на сайте страховщика. Затем заполняете заявление там же, указывая привычную информацию – водительское удостоверение, характеристика машины, регистрация, лица, допущенные к управлению. Поначалу от автовладельца требовали слишком много данных, например СНИЛС, но со временем от чересчур сложной идентификации отказались.

Клиент удостоверяет заявление электронной подписью. Особенно стоит отметить, что в оформлении е-ОСАГО используется простая подпись (то есть банальная регистрация в личном кабинете на сайте), а не усиленная. Так что получать за деньги ЭЦП на флэшке не придется. Все, что вы написали в заявлении, затем проверяется в электронной базе АИС РСА. То есть волноваться по поводу скидок и коэффициента бонус-малус не стоит. Учтут все! Наконец, если проверка водителя и автомобиля прошла успешно, оплачиваете полис удаленно и получаете его на е-мейл.

Есть, впрочем, кое-какие ограничения. Новый автомобиль, еще не зарегистрированный в ГИБДД, застраховать по интернету пока нельзя. То же самое касается водителей, только получивших права. В остальном – никаких препятствий.

И теперь вернемся к реальным ситуациям на дорогах. Главный вопрос, который останавливает многих от покупки электронного полиса, - что делать при встрече с сотрудником ГИБДД? Здесь российское законодательство еще предстоит доработать. ПДД сейчас требуют предоставлять инспектору по запросу полис ОСАГО. Поэтому страховщики настоятельно рекомендуют распечатать и договор, и сам электронный документ с номером. По нему гаишник может проверить подлинность полиса.

И любой водитель, кстати, тоже. Если возникли сомнения в том, что страховка действительная, ее всегда можно «пробить» по номеру в системе АИС РСА на сайте союза.

Цены же на электронную и бумажную страховку абсолютно одинаковые. Способ оформления не влияет на тарифы. Так что никаких реальных препятствий для оформления полиса e-ОСАГО у автовладельцев нет.

Алексей Дмитриев