Новые ловушки для водителей в Москве
Автовладельцы начали получать штрафы за парковку в местах, где она не запрещена.
Многие сотрудники бизнес-центров, расположенных на Новоданиловской набережной в Москве, недолго радовались тому, что недалеко от офиса им удалось найти участок, где можно парковаться абсолютно бесплатно. В начале сентября они начали получать штрафы за парковку в неположенном месте. Авторамблер провел свое расследование, стараясь выяснить: кто виноват и что делать.
Участок без разметки водители нашли около одного из зданий, где строители проводили капитальный ремонт и работали на прилегающей территории. Там, где раньше были ограждения. Затем их убрали. Водители стали парковать машины на обочине. А почему бы и нет? Ведь знаков, запрещающих парковку, нет. По крайней мере, поблизости. Знак 3.27, запрещающий остановку и стоянку, за несколько сот метров. За ним начинается желтая разметка 1.4 и затем прекращается. Вероятно, дорожники не успели нанести разметку вдоль недавно отремонтированного участка. Но через несколько сот метров вновь появляются и знак 3.27, и разметка. Вот люди и встают на свободном участке. Так правы они или все-таки нет? Обязаны водители платить из своего кармана за нерасторопность дорожников? И за отсутствие понятной информации о том, где можно парковаться, а где – нет.
Как считает юрист Сергей Смирнов, выписывающая штрафы Московская административно-дорожная инспекция (МАДИ) руководствуется двумя правилами. Первое: зона действия знака 3.27 распространяется от места установки знака до ближайшего перекрестка за ним. А перекресток на этой дороге находится очень далеко. И второе: в случаях, когда значения временных дорожных знаков, размещаемых на переносной стойке, и линий разметки противоречат друг другу, водители должны руководствоваться знаками.
Ну а оштрафованные аргументируют возможность парковки другой цитатой из ПДД: «Знак 3.27 может быть применен совместно с разметкой 1.4, при этом зона действия знака определяется протяженностью линии разметки». Оба этих соображения дают надежду на успешное обжалование таких штрафов в суде.
- Еще один яркий пример произвола чиновников. Штрафы в данном случае абсолютно незаконны, так как противоречат ПДД, - комментирует ситуацию председатель «Движения автомобилистов России» Виктор Похмелкин. – Ведь на данном участке без какой-либо разметки не установлены знаки, запрещающие парковку. Водитель должен догадываться, что здесь нельзя стоять? Поэтому всем пострадавшим советую сначала обратиться к руководству МАДИ с жалобой на действия сотрудников. Если ответ будет отрицательным, необходимо обращаться в суд.
На Даниловской набережной возникла и вторая спорная ситуация. Освободившийся огромный карман вдоль все того же отрезка дороги заняли другие водители. После чего зеленые эвакуаторы успешно вывезли автомобили на штрафстоянку. Водители в недоумении: тут же не тротуар, поскольку в ближайшее время здесь, как известно, планируется построить парковку со шлагбаумом.
Читайте также
По мнению юриста Алексея Борцова, ситуация неоднозначна. Можно сказать уверенно: в терминах ПДД это пространство парковкой не является. Ею признается "специально обозначенное и при необходимости обустроенное и оборудованное место...". Остается понять, имеем мы дело с тротуаром, прилегающей территорией или чем-то иным. Правила определяют тротуар как «элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части». Дорога, в свою очередь, - «обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения». Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии. Однозначно нельзя считать спорное место обочиной, поскольку оно не находится на одном уровне с проезжей частью. В отличие от "дороги", "прилегающая территория" не предназначается для сквозного движения автомобилей.
Похоже на наш случай. И все-таки эта площадка прилегает к дороге и частично отделена от нее бордюром, так что вполне может быть тротуаром. Таким образом, продолжает г-н Борцов, здесь мы сталкиваемся с конкуренцией двух норм, вызванной неясными трактовками. Разрешение ситуации лежит на усмотрении суда. Если это место будет признано прилегающей территорией, штрафы за парковку должны отменить.
Юрист также напомнил, что в Москве оспаривать незаконные штрафы можно с помощью специального бота AutoLawyerBot в популярном мессенджере. Правда, на такие спорные ситуации он пока не рассчитан, но может составить грамотную жалобу и дать консультацию по самым распространенным случаям. По статистике, сейчас в столице отменяется каждый двадцатый штраф за парковку. Аналогичный бот-юрист, составляющий жалобы на неправомерные штрафы в Лондоне и Нью-Йорке, за девять месяцев работы уже смог успешно оспорить 160 тысяч выписанных квитанций.
Авторамблер следит за развитием ситуации.