Присадки в масло для двигателя: хорошо это или плохо
Первоочередная задача, которую ставят перед собой производители присадок (в их числе Liqui Moly, Hi-Gear, Fenom, Супротек, XADO) – это возвращение автомобильного двигателя, имеющего износ деталей, к заводским параметрам, снижение расхода масла и топлива, а также продление срока службы агрегата, не имеющего серьезную выработку. Как показывают результаты исследований, некоторые чудодейственные составы еще и способны увеличить отдачу двигателей.
Какие бывают присадки
Для начала поговорим о типах присадок к моторному маслу. В первую очередь это составы со своего рода реставрирующим эффектом, достигающимся созданием защитного слоя на внутренних частях двигателя, который иногда называют нанокерамическим. Он состоит из металлов, органических соединений, керамических частиц и способствует уменьшению зазоров, а также частичному возвращению компрессии к заводским значениям.
Обратимся к описанию противоизносных присадок и их действию на примере некоторых продуктов Liqui Moly. "Антифрикционная присадка для долговременной защиты двигателя Molygen Motor Protect: антифрикционная и защитная присадка новейшего поколения на основе органического соединения с вольфрамом. Оптимально подходит для самых современных автомобилей на низковязких и низкозольных маслах. Глубоко проникает и образует твердый и жаропрочный слой в металле за счет их легирования ионами W. Новейшая формула обеспечивает максимальную защиту от тепловых перегрузок. Эффект сохраняется более 50 000 км".
Или вот, например – "Антифрикционная присадка с дисульфидом молибдена в моторное масло Oil Additiv: фирменная антифрикционная присадка на основе дисульфида молибдена. Благодаря слоистой структуре MoS2 существенно снижает трение деталей двигателя и упрочняет их поверхности. Рекомендуется для автомобилей предыдущих поколений (без сажевых фильтров и катализаторов)".
Бывают и антидымные или стабилизационные составы. Такие присадки предназначены для стабилизации вязкости масла при нагреве, предотвращают падение давления в системе смазки, снижают расход масла, дымность и шумность работы двигателя, а также препятствует образованию нагара в камере сгорания.
Последствия применения присадок
Нередко встречаются сведения о том, что последствия применения присадок для моторного масла могут иметь непредсказуемые последствия при эксплуатации двигателя. Так, есть данные о том, что слой, который образуют присадки на внутренних поверхностях двигателя, сложно или почти невозможно отмыть.
Иногда приходится слышать от сервисменов о том, что детали агрегатов не подлежат шлифовке, расточке и другим процедурам после применения некоторых составов. Говоря обобщенно, не исключаются негативные последствия для агрегата. Впрочем, утверждать о том, что все эти средства одинаково вредны, нельзя.
Результаты исследований
Насколько эффективны присадки для моторного масла и выполняют ли они свою первоочередную задачу? Исчерпывающий ответ на этот вопрос в свое время дало издание "За рулем", протестировавшее пять присадок в течение длительного промежутка времени (120 моточасов, что при заданных режимах было сопоставимо с пробегом в 10 тысяч километров) и получившее весьма интересные результаты.
По итогам замеров, вскрытия моторов, анализа их деталей и кондиции масла выяснилось, что присадки оказали положительное действие на рабочие поверхности узлов трения. Так, например, уменьшилась высота микронеровностей и дефекты поверхностей трения, а антифрикционный слой значительно снизил силы трения. Соответственно, снизились механические потери и скорость износа, а, значит, двигатель стал потреблять меньше топлива и повысился его ресурс.
Мощность у исправных двигателей увеличилась на величину от 1,3% до 4,0% в зависимости от производителя состава ввиду уменьшения механических потерь и увеличении компрессии (в среднем на 0,2-0,3 бара), крутящий момент вырос на низких и средних оборотах. Снижение расход топлива, которое обещают производители присадок? Представьте себе, он тоже есть. Наибольший эффект – уменьшение аппетита более чем на 10% - был отмечен на холостых оборотах или малых нагрузках.
Защита от износа
Проверка важнейшего пункта показала не менее впечатляющие результаты. Исследователи отмечают, что продуктов износа у двигателей, в которые были залиты присадки меньше на 12-60%, чем у референсного контрольного мотора. При этом, каждый препарат влиял на мотор по-своему. Так, составы от Suprotec и XADO лучше воздействовали на цилиндры и поршневые кольца, в то время как Liqui Moly и Bardahl обеспечивают защиту вкладышей коленвала.
Как насчет масла?
Кто-то наверняка задумался – а не наносят ли присадки вред моторному маслу?
Исследования показали, что характеристики смазочных составов фактически соответствуют параметрам масла при обычном старении.
А если мотор неисправен?
В "За рулем" сымитировали износ двигателя – нанесли риски на вкладыши и рабочие поверхности поршневых колец, что повлекло резкое снижение давление масла, падение мощности, увеличение расхода топлива и токсичность выхлопа. Присадки помогли, особенно те, что от Suprotec, Bardahl и Liqui Moly. В частности, увеличилось давление масла, а компрессия выросла, причем существенно – до 1-1,5 бар!
Верить или нет?
Как видите, действие как минимум некоторых присадок (а на рынке присутствует очень большое количество составов) соответствует обещаниям производителей. Эксперты советуют использовать составы в зависимости от состояния двигателя. Если агрегат новый или не слишком сильно изношен, то можно воспользоваться присадками из группы геомодификаторов. Они заливаются один раз и дают долгосрочный эффект.
В случае с изношенным мотором, то и составы должны быть более мощные, которые могут помочь на данной стадии, имеют в своем составе металлизированные добавки и заливаются при каждой замене. Применив их, вы получите определенный и, возможно, даже положительный эффект – в частности, уменьшится потребление масла. Но вряд ли подобную терапию можно считать альтернативой капитальному ремонту двигателя.