Авторамблер

Пять уникальных прототипов ЗиЛа

За свою историю завод успел создать немало революционных для своего времени автомобилей

За свою историю завод успел создать немало революционных для своего времени автомобилей. Среди них – и образец лимузина для генсека, и необычные грузовики, которым так и не суждено было оказаться на конвейере.

ЗИЛ-111 "Москва"

ЗИЛ-111 "Москва"

В 1956 году Завод имени Сталина был переименован в ЗиЛ (завод имени Лихачева). Тогда же инженеры и дизайнеры представили проект нового лимузина для первого лица страны, получивший не только индекс "111", но и название – "Москва". В качестве образцов для подражания использовались американские машины Chrysler Imperial Crown Limousine и Cadillac Fleetwood. Однако, зря – американцы быстро представили новые модели, а зиловцы остались с "Москвой". Проект "зарубили", признав разработку несовременной.

ЗИЛ-Э134

ЗИЛ-Э134

В том же 1956 году на заводе выпустили восьмиколесный военный тягач, который по проходимости мог соперничать с гусеничными аналогами. Машина могла тащить за собой по бездорожью прицеп массой до шести тонн. Специально для этого гиганта разработали 12-цилиндровый двигатель мощностью 250 лошадиных сил. Кроме того, тягач получил две раздаточные коробки с параллельной передачей мощности. Однако на испытаниях заявленная мощность не подтвердилась – мотор выдавал всего 200 "лошадок". В итоге военные заказчики потребовали сделать более совершенную машину.

ЗИЛ-Э167

ЗИЛ-Э167

Вездеход повышенной проходимости был очень нужен Советскому Союзу для освоения огромных территорий в Сибири и на Дальнем Востоке. Свой вариант шестиколесного грузовика с дорожным просветом 852 мм предложили в 1963 году и специалисты ЗиЛа. Автомобиль оснащался двумя двигателями мощностью 118 лошадиных сил, которые размещались в задней части кузова. Любопытно, что кабина была изготовлена из пластика – для снижения общего веса вездехода. Вездеход легко преодолевал снежную целину со скоростью до 10 км/ч. А на асфальте разгонялся до 75 км/ч. Однако проект признали неперспективным, так как ЗиЛ-Э167 было сложно ремонтировать.

ЗИЛ-135П "Дельфин"

ЗИЛ-135П "Дельфин"

В 1965 году завод выволняет еще один заказ Миообороны – создает опытный образец военно-транспортной амфибии "Дельфин". Изначально предполагалось, что машина несет на себе составные части понтонного моста. Однако затем военные решили превратить "Дельфина" в транспортную машину десанта. Амфибия действительно неплохо плавала и могла выдерживать шторм до пяти баллов! Однако на заводе не было достаточных мощностей для серийного производства подобных аппаратов. Поэтому "Дельфин" так и остался опытным образцом.

ЗИЛ-132С

ЗИЛ-132С

Вездеход-тягач конструкторы поставили на четыре ведущих тонкостенных пневматических катка диаметром по 1000 мм. Задний управляемый гидромост мог отклоняться в стороны при помощи гидропривода. Масса машины составила пять с половиной тонн. И стала главным недостатком – из-за лишнего веса тягач безобразно управлялся. И уже после первых испытаний проект закрыли.