Авторамблер

Пятерка забытых российских автомобилей

«Мишка», «Пчелка», «Вега» и другие самобытные российские проекты автомобилей, которые не попали в производство.

Менеджеры в отечественном автопроме умеют организовывать производство. Нет, правда – ведь и в начале прошлого века, и во времена СССР, и сейчас автомобильные заводы работали и работают. О грустных моментах сегодня не будем. Расскажем лишь об очень грустных – самобытных проектах, которые либо ковыляли долго и болезненно и все же ушли со сцены, либо даже не вышли на стартовую решетку. В последнем случае очевидно, что уже в самом начале некоторые из них были обречены на провал.

1 Tagaz Vega

Tagaz Vega

Темные воды Азовского моря скрывают весьма эпичную историю с автомобилем Tagaz Vega. Таганрогский автомобильный завод с конца 90-х выпускал автомобили из машинокомплектов различных фирм. Например, Daewoo, Hyundai, Citroen и SsangYong. И вот в 2009 году – собственная разработка! Причем, как утверждалось, спроектированная собственным инженерным бюро в Южной Корее. Следы этого бюро и его инженеров найти не удалось. А автомобиль оказался чрезвычайно похож на модель Daewoo Lacetti.

В какой-то момент удалось взять на сравнительный тест «Вегу» и «Лацетти» и подвесить их рядом на подъемниках. Снизу эти автомобили нельзя было отличить: те же панели пола, аналогичное расположение всех ключевых точек, те же подвески. Корейцы подали в суд: в деле фигурировали обвинение в промышленном шпионаже (воровство файлов с документацией) и даже одно самоубийство. Выпуск машины быстро прекратили.

2 B100, D100 и Q100

На ТагАЗе шесть лет назад собирались выпускать еще три легковушки «собственной разработки» под индексами B100, D100 и Q100. Менеджеры завода как раз стали в тот момент очень плотно общаться с китайцами. И даже организовали выпуск автомобилей из машинокомплектов Chery и BYD. А модели с «сотым» индексом показали на автосалоне в Москве. Правда, мы тогда успели заглянуть под днище машин. Выяснилось, что это лишь макеты – пластиковые кузова, поставленные просто на деревянные болванки. Производство так и не было создано.

Tagaz B100

Tagaz D100

Tagaz Q100

3 Tagaz Aquila

Наконец, еще одна машина из Таганрога – Tagaz Aquila (она же – PS511). Стремительный, похожий на купе автомобиль со стальным каркасом, пластиковыми навесными панелями и двигателем Mitsubishi. Последний, вероятнее всего, компания получала из Китая. Модель разработана – опять же, как говорят менеджеры завода – в корейском инженерном бюро. Производство началось крайне болезненно: сами рабочие успели рассказать множество историй про кривые кузовные панели, огромные щели, некачественный пластик в салоне, не слишком доведенные до ума агрегаты. У второй партии машин качество было получше. Особенно, когда производство кузовных панелей перенесли на российскую площадку.

Утверждалось, что завод продал около 200 автомобилей. Нам эту цифру никто подтвердить не смог. Но у дилеров до сих пор можно найти новые «Аквилы» по цене примерно в 400 тыс. рублей.

Tagaz Aquila

4 «Мишка»

Чиновники из «АСМ-Холдинга» (бывший советский Минавтопром) в конце 90-х носились с идеей небольшого дешевого автомобиля для россиян. Автомобиль спроектировали с помощью НАМИ, назвали «Мишка». По внешнему виду он напоминал «Оку». Но конструкция была совершенной иной, примерно как у «Аквилы» - стальной каркас прямоугольного сечения с навесными пластиковыми панелями. Причем, по одному из проектов, они должны были окрашиваться «в массе», уже во время литья. То есть отдельная операция окраски кузова просто исключалась из процесса. Зато вылезала куча других проблем. К примеру, в этом случае никто из технологов не мог гарантировать точное попадание «в цвет» для соседних кузовных панелей.

Автомобиль "Мишка"

Создатели рассчитывали, что в России вырастет буквально десяток сборочных заводов, и каждый станет делать «Мишек» для нужд местной аудитории. Последние вести о «Мишке» мы слышали несколько лет назад. Утверждалось, что выпуском займется шахматист Анатолий Карпов, а затем – что лицензия продана… Белорусскому автомобильному заводу.

5 «Пчелка»

Говоришь о «Мишке» - вспоминаешь «Пчелку». Этим проектом интересовался Юрий Лужков. Возможно, отсюда и название, придуманное фанатичным пчеловодом. Среди дизайнеров Строгановки устроили конкурс, и на свет – в отличие от угловатого «Мишки» в русле традиционных фантазий НАМИ – появилась оригинальная обтекаемая машинка со спрятанными в передние стойки фарами. Вернее, не сам автомобиль, но эскизы его внешнего вида. А затем и полноразмерный макет.

Крылья, двери и капот "Пчелки" планировалось делать окрашенными «в массе»: снял поврежденную деталь — поставил новую. Это должно было значительно снизить стоимость автомобиля.

«Пчелку» продвигал завод «Автоагрегат» из Кинешмы, делавший крохотные мотоколяски чудовищного брутального вида. Пластиковые панели для «Пчелки» собирались производить на одном из московских заводов, взяв для изготовления большие термопластавтоматы с тонущего завода «Москвич». Выяснилось, что дорогие станки с завода исчезли. Ну и идея «Пчелки» тихо рассосалась.

Фото: cardesign.ru, autowp.ru

"Пчелка"