Секреты ГАЗ "Тигр": 7 фактов о легендарном внедорожнике
История российского конкурента знаменитого HMMWV удивительна уже потому, что появился он с подачи ближневосточных заказчиков, искавших альтернативу американскому армейскому внедорожнику. Непосвященному покажется и подумается о том, что ГАЗ "Тигр" проектировался для спецмиссий в российских болотах и снегах, но рождался он в первую очередь для барханов и нестерпимой жары. А платили за все это великолепие загорелые мужчины, жаждавшие получить конкурентоспособный вездеход. Впрочем, обо всем по порядку.
Арабский скакун
На рубеже веков Объединенные Арабские Эмираты воспылали идеей заполучить автомобиль, способный сменить HMMWV, чья гражданская версия известна как Hummer. Непосредственным заказчиком выступила компания компания Bin Jabr Group Ltd, которая обратилась к Группе ГАЗ. Выбор в пользу российского производителя, очевидно, был сделан не случайно – ближневосточных товарищей подкупил опыт россиян в создании бронетранспортеров. Получив 60 миллионов долларов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы и год на весь процесс, компания выполнила заказ.
Было построено три экземпляра. Их показали в 2001 году на международной выставке вооружения IDEX-2001 в Абу-Даби, испытывали в Эмиратах, да так в Россию и не вернули. Более того, при поддержке Renault Trucks Defense на базе отечественной машин был разработан арабский вариант Nimr, чье название переводится как… "тигр". Совпадение? Правда, арабский автомобиль в отличие от отечественного, имеет не раму, а несущий кузов. Такая вот история…
Огонь, вода, броня и медные трубы
Не исключено, что российский "Тигр" не родился бы вновь, если бы не заказ столичного СОБРа. Затем автомобиль встал под ружье в составе некоторых структур МВД и был принят в парк Министерства обороны. Здесь, правда, не все было гладко – высокие чины благоволили скандально известным бронированным машинам "Рысь", которые по факту представляли собой русифицированные Iveco LMV и указывали на недостаточную противоминную защиту и слабую броню "Тигра" – их не устраивал третий класс брони, хотя можно было заказать пятый.
С приходом на пост министра обороны Сергея Шойгу ведомство пересмотрело свои взгляды и увеличило закупки газовского вездехода. Приказом от 2014 года "Тигр" принят на снабжение внутренних войск МВД.
Гены БТРа
"Тигр", который проектировали в сжатые сроки, укомплектовали имеющимися компонентами, а, именно, независимая торсионной подвеской и колесами от БТР-80. Полный привод у него с межосевым дифференциалом и возможностью его блокировки. Межколесные дифференциалы самоблокирующиеся.
Еще одна конструктивная особенность внедорожника видна даже со стороны – для увеличения дорожного просвета в районе осей применены колесные редукторы.
Двигатели: от Бразилии до России
Внедорожник оснащается не только отечественными, но и американскими моторами. Поначалу были попытки ставить довольно дорогой австрийский дизель Steyr, но в итоге остановились на Cummins бразильского производства, а позже начали комплектовать вездеход четырехцилиндровым двигателем ЯМЗ-5347-10 объемом 4,4 л (215 л.с. и 470 Нм при 1000 об/мин), который изначально разрабатывался совместно с австрийской компанией AVL.
Кстати, с ним "Тигры" отличаются подштамповкой на капоте, которая сделана вынужденно – ярославский дизель выше, чем Cummins.
Богатырские габариты
Немалые размеры "Тигра" очевидны даже на фотографиях. Но насколько он большой? Гигантский! Длина практически идентична габариту Chevrolet Suburban – 5700 мм, при этом ширина равна 2300-2400 мм, а высота может превышать 2300 мм в зависимости от модификации.
Геометрическую проходимость иначе как ультимативной не назвать – дорожный просвет 400 мм, угол въезда – 34-36 градусов, а съезда – 38-45 градусов в зависимости от оснащения.
Боевой отряд
"Тигр" предлагался в гражданских версиях, но основу составляют военные модификации, коих немало. Например, ГАЗ-233034 (СПМ-1) играет роль оперативно-служебной машины МВД при проведении контртеррористических операций и выполнении задач территориальной обороны.
На его базе тульская компания НПО "Стрела" построила служебно-боевую разведывательную машину (СБРМ) со средствами наблюдения и обнаружения низколетящих и наземных объектов, а также пулеметом. Или ГАЗ-233036 (СПМ-2) – броневик с 5-м классом баллистической защиты, двумя люками, закрывающимися бойницами, местами для девяти человек, включая водителя.
Для всех и каждого
Владельцем "Тигра", причем, не только гражданским небронированным, но и предлагающимся в варианте СБМ (специальная бронированная машина) с защитой по пятому классу от пуль автомата Калашникова с термоупрочненным сердечником, может стать каждый. Цена такого варианта – примерно от 11 млн рублей. В свое время популяризации "Хаммера" способствовал Арнольд Шварценеггер, гармонировавший с широченным монстром. Среди российских владельцев "Тигра" контингент немного другой. По некоторым данным, два таких автомобиля как минимум имелись у Никиты Михалкова. Среди расставшихся с монстром – Андрей Михалков-Кончаловский, продавший внедорожник новосибирскому тюнинг-центру, и Владимир Жириновский, который передал автомобиль луганским ополченцам.