Авторамблер

Сила "Дельфина": амфибия ЗиЛ, которую невозможно потопить

В шестидесятые годы советская конструкторская мысль реализовала небывалый проект гигантской водоплавающей машины. Инженеры преодолели немало колоссальных трудностей и в итоге потрясли мир.

Историческое и технологическое наследие отечественной автопромышленности неизменно вызывает восторг. Экспериментировать, в особенности на военную тему, у нас могли и умели, создавая смелые и масштабные аппараты, не имевшие аналогов в мире. Увы, далеко не все они получали путевку в жизнь, но это печальное обстоятельство не умаляет масштабность и техническую изысканность отдельных образцов. Опытные автомобили должны были помогать осваивать космос и вести боевые действия на суше, а также форсировать водную гладь, перевозя на своих плечах служивый люд. Могучий водный транспортер "Дельфин" можно было смело окрестить "Китом" или "Большой белой акулой", однако анатомическая изощренность полностью оправдывала имя, данное в честь одних из самых уникальных и умных существ на планете. Дельфины отличаются высоким интеллектом, имеют слуховую систему, действующую по принципу эхолокатора, способны погружаться на большие глубины, а их раны быстро залечиваются.

Первоначально зиловский "Дельфин" задумывался вовсе не амфибией для транспортировки десанта, а самоходным паромом "Челнок" грузоподъемностью на воде до 40 тонн и кузовом из полимерных материалов. Создавался он в ЦНИИИ им. Карбышева при поддержке СКБ ЗиЛ в качестве исполнителя. Работы стартовали в 1961 году, но уже в 1963-м их свернули и с этого момента фактически начинается история "Дельфина". Образец "Челнока" начали переформатировать в гигантскую водоплавающую бестию по заказу Главного управления кораблестроения ВМФ СССР и при участии… специалистов МВТУ им. Н. Э. Баумана, что априори намекает на сложность и уникальность машины.

Габариты 14-тонного "Дельфина" делали его мегалодоном среди себе подобных. Длина составляла – 13 800 мм, ширина – 3150 мм, высота – 3100 мм. Прибавьте к этому дорожный просвет в 580 мм и ощутите благоговейный трепет! По твердой поверхности амфибия с двумя установленными сзади 180-сильными двигателями V8 объемом 7,0 л, приводящими колеса каждого борта, могла бежать со скоростью до 65 км/ч. Учитывая богатырские размеры остро встал вопрос маневренности, в итоге решенный благодаря управляемым колесам передней и задней оси. Пересеченную местность машина с колесной формулой 8x8 и централизованной подкачкой шин воспринимала как дом родной. На испытаниях даже произошел курьезный случай – "Дельфин" нарезал круги вокруг застрявшего в песке танка. Но свои наиболее сильные стороны монстр демонстрировал, когда на горизонте появлялась свинцовая водная гладь.

ЗиЛ-135П не имел рамы, равно как и пространственной силовой структуры с навешенными на нее стальными панелями. Инженеры поступили изящнее, впервые в мире применив несущий бескаркасный кузов из композитных материалов. Только представьте сложность исполнения, учитывая размеры "Дельфина"! Скорлупа представляла собой трехслойный корпус – "сэндвич" из полиэфирной смолы, армированной слоями стеклоткани и толщиной порядка 3-4 мм, заполнялся 30-миллиметровым слоем из пенополиуретана. Агрегаты и узлы крепились к "лодке" посредством приформованных металлических соединений. На воде машина передвигалась с помощью двух выдвижных четырехлопастных винтов диаметром 700 мм, которые поворачивались в горизонтальной плоскости.

Но вернемся к корпусу, одному из главных достояний нашего героя. Преимуществ у подобного решения было несколько. Во-первых, благодаря композиту плавучий агрегат сравнительно безболезненно воспринимал повреждения – как тут не вспомнить млекопитающее, в честь которого нарекли машину! Даже в случае пробоин вода не хлестала внутрь потоком, а просачивалась каплями. Во-вторых, на воде амфибия развивала 16,4 км/ч и даже продемонстрировала рекордные 18 км/ч. Пропульсивный КПД (отношение мощности, затрачиваемое на преодоление сопротивление воды при буксировке машины, к мощности, подведенной к винтам) стал еще одним поводом для гордости – данный параметр достигал опять же рекордной величины в 0,48, в то время как зарубежные конкуренты могли похвастаться в лучшем случае 0,21-0,22.

Восьмиколесный транспортер, способный перевозить 22 десантника, успешно прошел испытания и показал стойкость перед лицом пятибалльного шторма и трехбалльных волн. Но в серию он так и не пошел – к нему банально утратили интерес…

Тег: