Авторамблер

Водительские гены Виктора Бычкова

Всем известный егерь Кузьмич, актер Виктор Бычков по профессии оказался водителем, поэтому к автомобилям у него особое отношение.

Всем известный егерь Кузьмич, актер Виктор Бычков по профессии оказался водителем, поэтому к автомобилям у него особое отношение. И, как выяснилось, это у него – наследственное.

- Виктор Николаевич, вас можно спрашивать практически про любое транспортное средство, и окажется, что вы все водили и все знаете?

  • Я не хвастаюсь, но у меня действительно большой опыт, и водительские права категорий A,B,C,D,E. Я водил пассажирский автобус, грузовые автомобили с прицепом и многое другое. Я даже возил молочные продукты – в 90-х работал в Финляндии вместе с Вилле Хаапасало! Это спасло меня от безденежья, когда не было ролей в кино и театре.

- Вы с Вилле познакомились на съемках «Особенностей национальной охоты»?

  • Да, но именно после этого фильма у меня не было работы. Все поздравляли с успехом картины, а за глаза говорили, что на ту или иную роль я не подхожу, потому что я — Кузьмич! Этот стереотип очень сложно было развеять. Помогли годы, «Кукушка» и «Спокойной ночи, малыши!»

- В период перестройки — безработицы многие актеры занимались извозом, а вы пытались?

  • Да, и еще до «Кузьмича» я частенько этим промышлял, а после не смог: меня очень узнают по голосу. За границей меня никто не знал, поэтому я поехал к Вилле в Финляндию. Днем мы работали в багетной мастерской его отца, вечером играли в финском театре «Старое яблоко», а утром развозили молоко. Так что у меня помимо актерского, есть в запасе еще одно ремесло - шоферское. Иногда я шучу, что при желании смогу подрабатывать дальнобойщиком,на автопогрузчике или мини-уборщике улиц. Кстати, в Финляндии водители тоже подмигивают друг другу фарами на дорогах, только у нас так показывают, что рядом инспектор ГИБДД в засаде, а там, если марка автомобилей совпадает. Ехал я так однажды на своем «Мерседесе». Он у меня харизматичный был, в 124 кузове, а навстречу – финн на таком же. Он мне подмигнул, я удивился, мысленно поблагодарил его и стал высматривать полицейских, но не увидел. Потом финские друзья мне объяснили, что к чему, «клуб любителей Мерседесов» в действии!

- Существует понятие профессиональной деформации. Как это проявляется у актера-водителя?

  • Профессиональное знание автомобиля сделало меня снисходительным к другим участникам дорожного движения и более требовательным к себе. Иногда водительский навык помогает, если в машине случается поломка – понимаешь, что произошло и в сервисе как новичка уже не обманут. Кроме того, я пришел к выводу, что идеальных автомобилей не бывает, и если говорят, что нет недостатков – это рекламная уловка. Есть и личные профессиональные приметы. Например, если в кино машина, но на ней снимаюсь не я, то какой бы красивой и раритетной она не была – за руль не сажусь. Автомобиль не любит чужих рук.

- Говорят, вы машины покупаете себе в подарок к круглым датам…

  • Это правда, на прошлый юбилей я купил себе Land Rover Discovery и сразу опробовал его в деле: мне надо было ехать в Карелию на съемки рекламного фильма про лесозаготовки. Машина там отлично себя показала. Это настоящий «трактор» – по лесу, по камням, по бездорожью. Очень порадовало, когда в фильме «Королева» Хелен Миррен в образе ныне здравствующей королевы Елизаветы II едет по английской глубинке на таком же, как у меня Land Rover. Так что я почти 9 лет чувствовал себя эдаким английским лордом. Моя жена Полина даже кепи Шерлока Холмса привезла мне из Шотландии, - мол, к твоему джипу самое то! За границей Discovery часто покупают, как автомобиль для сельской местности. Однако и у него спустя несколько лет обнаружился дефект, о котором многие владельцы этой марки знают. В отдельных частях автомобиля стала накапливаться вода, которая приводила к повреждению проводов и неполадкам в электрике. Признаюсь, я не сразу догадался, в чем дело, но потом с помощью крошечного отверстия для отвода влаги проблему удалось решить. Русский Левша всегда найдет, как исправить «англицкую блоху».

- Ваш самый знаменитый персонаж – егерь Кузьмич ездит на милицейском УАЗе…

  • Причем, обратите внимание, водительских прав у него нет, зато есть сказочно-потаенная душа выпившего человека. Выпив, он делает вещи, которых на трезвую голову делать не умеет. Это похоже на эффект дежавю, потому что пьяный, на мой взгляд, находится вне временных точек, где-то между небом и землей. Может быть, он в прошлой жизни машину водил? Среди киношников ходит легенда, что режиссер Лариса Шепитько, выбирая для съемок натуру в Венгрии, приехала в старинный замок и вдруг начала рассказывать группе, что в нем и где расположено, хотя раньше никогда там не бывала... Мистика!

- Но у вас перед съемками в «Национальных особенностях» опыт вождения УАЗика был?

  • Да, я, работая водителем, ездил на УАЗ-452. Задний мост в УАЗах – слабое место, причем до сих пор. В моем автомобиле он протекал и в современных моделях то же самое. Однажды у меня на УАЗе полетело сцепление, и я какое-то время умудрялся ездить без него. Транспорта в те годы было настолько мало, что я успевал переходить на пониженную передачу и притормаживать перед перекрестком, не попадая в аварии. Но в целом этот автомобиль, как и большинство произведенных в России и на территории СНГ, создан для борьбы, а не для наслаждения. Ты все время что-то преодолеваешь: только починил одно, как тут же сломалось что-то другое.

- Возможно, в этой вечной «тренировке» и кроется секрет непобедимости русских?

  • Не думаю, это скорее издевательство. Я не слишком категоричен? Мне думается, что лучший автомобиль для российских дорог – американский военный Hammer, на него и пулемет можно пристроить в случае чего.

- И вы это утверждаете после недавней покупки седана BMW?

  • Признаю, что глупость сделал. Уже стало традицией, что на каждой своей новой машине я еду из Петербурга в Москву. Десять лет назад поехал на Land Rover. Разбитая дорога хорошо продемонстрировала мне ходовые качества машины и еще раз оправдала мой выбор. Купив в прошлом году BMW, я снова отправился в Москву, и что я увидел? Дорога совершенно не изменилась! Она в таком же ужасающем состоянии. Кстати, у нас еще остались дороги, которые строились при Екатерине II.

- Неужели сами испытали?

  • Да, в 1987 году я снимался в Нижнем Новгороде у Александра Рогожкина в фильме «Мисс миллионерша» и в перерыве решил на своем «Запорожце» съездить в Иваново - «город невест». Посмотрел я по карте, что 500-600 километров могу не ехать по трассе, а «срезать» - есть дорога протяженностью всего 19 километров. Ездить по ней можно, но после дождя больше 300 метров не проедешь – машина увязает. Так я застрял между Нижегородской и Ивановской областями, и ночь провел «брюхом в грязи». Только наутро мимо следовал ГАЗ-66, который перевозил работниц местного колхоза. За бутылку спирта – безотказная российская валюта - водитель согласился выгрузить людей и вытащить мой автомобиль. Крикнул бабенкам, чтобы слезали и... потащил меня. Интересно, что на российских дорогах до сих пор эта спиртовая валюта в ходу. Местами просят деньги, но в итоге на них все равно покупают водку. После того случая, любую неизвестную дорогу на карте я подвергаю сомнению.

- Так чем вам немецкий седан не угодил?

  • Хорошая машина, но не для наших дорог и реалий. Пассажира невозможно высадить без предупреждения аккуратно открывать дверь - настолько у автомобиля низкая посадка. Все время ощущение, что ты ограничен в свободе передвижения – туда не въехать, там не остановиться и т.д. Сейчас мечтаю об американском школьном автобусе, который можно переделать в дом на колесах, как у героя Де Ниро в фильме «Знакомство с Факерами». Вот это было б здорово!

- Признайтесь, откуда у вас такая тяга к автомобилям?

  • Это наследственное. Моя мама – Раиса Андреевна Бычкова работала водителем-стажером в блокадном Ленинграде. Ездила на полуторке. Помимо каких-то военных историй она рассказывала, какое это удовольствие – быстро ехать на машине с открытым окном, в которое задувает теплый ветер. Я сейчас думаю, какая могла быть скорость у полуторки? Совсем скромная по современным меркам. Но, тем не менее, этот дух свободы человека за рулем так в меня проник, что я однажды взял и выбрал профессию водителя. Мама была против, хотела, чтобы я стал оптиком. Водитель по ее представлению часто ходит чумазый, что, в общем-то, правда.

Мне от мамы, как фамильная драгоценность осталась привычка – не люблю ездить на переднем сиденье рядом с водителем – автоматически начинаю газовать и тормозить ногами, а это смешно выглядит. Еще она относилась к автомобилю, как к живому существу. Я усвоил, что за машиной, как за женщиной, надо нежно ухаживать, и тогда она ответит взаимностью. С ней можно поговорить и можно ее уговорить, и она – поедет! Эта наука еще никогда меня не подводила.

Текст: Марианна Николина

Фото из архива Виктора Бычкова