Авторамблер

"Вол" - супергрузовик для бедных

Как два британца придумали универсальное транспортное средство для стран Третьего мира

На заре автомобилестроения стоимость одной машины нередко равнялась цене дома, поэтому позволить себе покупку такой роскоши мог далеко не каждый. Потом был Генри Форд с его Model T и конвейером, сделавший автомобили массовыми, затем индустрия развилась еще больше, в конвейер внедрились роботы, и, вот, в наши дни автомобиль – это уже средство передвижения, а никакая не роскошь.

Впрочем, такое положение вещей складывается далеко не везде. Знаете ли вы, что доступ к моторным транспортным средствам – не только автомобилям, но и мотоциклам – во всем мире есть только у одного человека из восьми. Особенно тяжело ситуация складывается в странах третьего мира, где машины есть далеко не у каждого. Почему? Ответ довольно прост. Во-первых, цена. Даже самый простенький автомобиль стоит неподъемную сумму для местных жителей. Во-вторых, условия эксплуатации. Нередко в беднейших странах попросту нет нормальных дорог, не говоря уже про качественное топливо.

Однако очень скоро даже у жителей беднейших стран может появиться самый настоящий массовый автомобиль. Речь идет о проекте OX – необычном грузовике, разработкой которого вот уже несколько лет занимаются два британца — бизнесмен Торквил Норман и дизайнер Гордон Мюррей. Смысл проекта, название которого можно перевести как "Вол", они видят в том, чтобы создать простой и надежный автомобиль, который можно было бы использовать в не самых успешных странах. В первую очередь – в Африке.

По размерам OX похож на Ford Focus (4681 х 2070 х 2385 мм), но в отличие от легковушки способен взять на борт до двух тонн груза. Компоновка автомобиля позволяет перевозить в кузове до 10 человек на специальных откидных сиденьях, три стандартные паллеты или восемь 160-литровых бочек. При этом низкий откидной борт значительно облегчает погрузку или посадку/высадку пассажиров.

Сам же грузовичок построен вокруг стальной рамы лестничного типа со встроенными деревянными панелями. В движение автомобиль приводит 2,2-литровый четырехцилиндровый дизельный двигатель мощностью 100 л.с., позаимствованный у Ford Transit. Трансмиссия – 5-ступенчатая механика. Как спереди, так и сзади автомобиля применяется простейшая независимая подвеска, элементы которой взаимозаменяемы.

В настоящее время OX имеет переднеприводную конструкцию, которая позволила снизить массу автомобиля – она составляет 1900 кг. Однако, по словам Мюррея, в будущем грузовик может получить и полноприводные версии. К тому же, сомневаться в возможностях автомобиля не приходится и сейчас – машина имеет достаточно большой дорожный просвет – 250 мм. А также - короткие свесы, что улучшает её проходимость. Например, углы въезда и съезда автомобиля составляют 45 и 55 градусов соответственно.

Если же говорить о кузове "Окса", то он выполнен из специальных панелей, изготовленных из особой фанеры. Панели имеют идентичные форму и размеры, чтобы при необходимости их можно было легко заменить. То же касается и остекления кабины. А главное преимущество заключается в том, что весь автомобиль очень легко собирается и разбирается. Для того, чтобы собрать OX с нуля, команде из трех человек без специальных навыков потребуется менее 12 часов. При этом все необходимые комплектующие обладают компактными размерами: к примеру, в стандартный 40-футовый контейнер помещаются наборы для сборки сразу шести "Оксов".

В настоящее время изобретатели уже построили несколько ездовых прототипов нового грузовика. Как рассказывают те, кто попробовал OX в деле, несмотря на свой внешний вид и полностью спартанские условия, автомобиль отличается довольно неплохой управляемостью. Таким образом, новый грузовичок действительно может стать очень привлекательным решением для жителей стран третьего мира. Правда, до того, как это произойдет, OX нужно отправить в Африку, где пройдут его испытания и демонстрации. На эти цели разработчикам требуется 450 000 фунтов стерлингов (583 560 долларов США), которые сейчас собираются при помощи краудфандинговой платформы.