Авторамблер

Вправе ли гаишник останавливать машины где угодно?

С момента вступления в силу обновленного Административного регламента МВД прошел без пары месяцев год, однако автомобилисты по сей день спорят – могут ли гаишники проверять документы не только на стационарных постах. Разбираемся.

Сперва немного о "бюрократических тонкостях". Административный регламент ведомства обновился и вступил в силу 20 октября 2017 года. Для его "активации" потребовался Приказ N664, сменивший Приказ под номером 185. Он не регламентирует остановку вне стационарных пунктов, равно как и другие действия и задачи инспектора, а просто вводит в действие модернизированный документ.

Согласно Административному регламенту в его последней редакции, гаишники имеют право останавливать автомобили где угодно. И здесь мы видим два понятия – основания для остановки машины и основания для проверки документов.

Первое включает в себя следующие поводы властно махнуть полосатой палочкой:

  1. Установленные визуально или зафиксированные с использованием технических средств признаки нарушений требований в области обеспечения безопасности дорожного движения.

  2. Наличие данных (ориентировки, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения, визуально зафиксированные обстоятельства), свидетельствующих о причастности водителя, пассажиров к совершению ДТП, преступления или административного правонарушения.

  3. Наличие данных (ориентировки, сведения оперативно-справочных и разыскных учётов органов внутренних дел, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения) об использовании транспортного средства в противоправных целях или оснований полагать, что оно находится в розыске.

  4. Необходимость опроса водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения ДТП, административного правонарушения, преступления, очевидцами которого они являлись или являются.

  5. Необходимость привлечения участника дорожного движения в качестве понятого.

  6. Необходимость использования транспортного средства.

  7. Необходимость временного ограничения или запрещения движения транспортных средств.

  8. Необходимость обеспечения безопасного и беспрепятственного проезда автомобилей специального назначения.

  9. Оказание содействия в беспрепятственном проезде к месту происшествия автомобилей скорой медицинской помощи, а также транспортных средств оперативных и иных аварийно-спасательных служб, задействованных в ликвидации чрезвычайных происшествий.

© РИА "Новости" / Павел Лисицын

  1. Необходимость привлечения водителя и (или) пассажиров для оказания помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам полиции.

  2. Проведение на основании распорядительных актов руководителей территориальных органов МВД России на региональном (районном) уровне, руководителей подразделений Госавтоинспекции территориальных органов МВД России на региональном (районном) уровне мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также интересов общества и государства.

  3. Угроза безопасности дорожного движения, создаваемая неисправностью или неправильной установкой технических средств организации дорожного движения, нарушением правил производства ремонтных работ на дороге, стихийным бедствием, производственной (техногенной) аварией, пожаром и другими чрезвычайными обстоятельствами, утечкой опасных веществ.

  4. Проверка документов на право пользования и управления транспортным средством, документов на транспортное средство и перевозимый груз.

  5. Проверка документов, удостоверяющих личность водителя и пассажиров, если имеются данные, дающие основания подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске, либо если имеется повод к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении, а равно если имеются основания для их задержания в случаях, предусмотренных федеральным законом.

При модернизации регламента был исключен пункт о проверке документов на стационарных постах и теперь формулировка четкая. Но возникает другой вопрос – каковы должны быть основания для проверки документов? В новой версии документа появился перечень, в который входит наличие признаков нарушения ПДД, ориентировка о причастности водителя или автомобиля к ДТП и проведение разных мероприятий по безопасности дорожного движения (например, проверка водителей на трезвость). И снова вопрос – как быть автомобилисту, который не проходит ни по одному из пунктов. Судя по всему, никак. "Это неправомерно, но обоснование всегда найдется и это не проверить", – говорит автоэксперт и юрист Сергей Смирнов. Ведь инспектор не может препятствовать желанию водителя поближе познакомиться с ориентировками-мероприятиями, но и не обязан держать документы при себе.