Как югославы смогли уничтожить «невидимый» и несокрушимый F-117 Nighthawk
Основа «невидимости» самолёта
Снижение видимости F-117 было основано на специфической угловатой форме фюзеляжа. При его создании применялись композиционные и радиопоглощающие материалы и специальное покрытие. В результате бомбардировщик выглядел крайне футуристично. Однако, добившись значительного снижения заметности, конструкторам пришлось нарушить все возможные законы аэродинамики, и самолёт приобрёл отвратительные лётные характеристики.
Участник югославских военных событий, серб Драган Матич в интервью радио «Голос России» рассказал: «Это фантазия американских инженеров и лётчиков, что F-117A — невидимка. Все технологии «Стелс» обеспечивают его «невидимость» только в высокочастотном радиодиапазоне. Для радиолокаторов, работающих на низких частотах, он вполне заметен. Поэтому мы засекли его ещё в 50 километрах от нас и ждали, когда он пройдёт мимо нашего расчёта, чтобы уничтожить».
Самолёт участвовал в пяти войнах: американском вторжении в Панаму (1989 г.), войне в Персидском заливе (1991 г.), операции «Лис пустыни» (1998 г.), войне НАТО против Югославии (1999 г.), войне в Ираке (2003 г.).
Гениальная сербская тактика
Американские пилоты летали на F-117 по одному и тому же маршруту, повторяли единственную траекторию. Возможно, это было вызвано самоуверенностью американцев, которые использовали самолёт радиоэлектронной борьбы EA-6B Prowler для обнаружения, глушения и уничтожения вражеских радарных установок. Ведь они были уверены, что самолёт засечь невозможно.
Приблизительную траекторию сербы знали, но этого было недостаточно, чтобы навестись и сбить бомбардировщик. Чтобы обнаружить «невидимый» самолёт, югославы ежедневно перемещали свои радары в места вдоль предполагаемых маршрутов, но включали их лишь на непродолжительное время на несколько секунд, чтобы не быть обнаруженными НАТО.
Сбитый F-117 под именем Vega 31
Сербы использовали российский радар П-18 для обнаружения F-117 на расстоянии 24 км в ночь на 27 марта 1999 года. С первого раза сербам не удалось навестись — американский бомбардировщик вычислил их месторасположение быстрее. Когда самолёт приблизился к ним во второй раз, сербы предприняли ещё одну попытку, на этот раз американский F-117 оказался всего в 8 км и уже готовился выпустить свои бомбы. Засечь «невидимый» американский самолёт получилось, благодаря открытому оружейному отсеку, который обнажал внутреннюю часть бомбоотсека, — она отражала радар, поэтому сербы смогли точно определить местонахождение «невидимки».
Сербы воспользовались моментом и выпустили по Vega 31 две ракеты. Американский пилот смог это заметить и попытался уйти от столкновений. Американская и сербские версии расходятся в том, куда попали ракеты. В США уверяют, что одна ракета пролетела мимо F-117, а вторая не попала в самолёт, но взорвалась в непосредственной близости от него. Сербские участники событий рассказывают, что одна ракета оторвала крыло, а вторая сбила сам самолёт. Однако взрыв был настолько сильным, что другой американский пилот, пролетая над Боснией и Герцеговиной примерно в 144 км от сербской деревни Буддановаца, увидел гибель непобедимого Nighthawk.
«Победной» зенитно-ракетной бригадой армии Югославии командовал подполковник Золтан Дани. Сбить американский бомбардировщик получилось при помощи советского зенитно-ракетного комплекса «Нева».
Читайте также
Пилот потерял управление и катапультировался
Vega 31 пилотировал подполковник Даррел Патрик Дейл Зелко, ветеран иракской операции «Буря в пустыне». Он смог катапультироваться из самолёта и передать сигнал бедствия, который принял тот самый пилот, круживший над Боснией и Герцеговиной. Зелко спрятался в дренажной канаве после приземления, югославские поисковики не смогли его разыскать, уже через несколько часов пилота подобрал американский вертолёт. Позже Зелко узнал, что сербы во время поиска прошли буквально в нескольких метрах от него, но в темноте не заметили врага.
Югославский военный Драган Матич рассказывал, что после крушения самолёта бригада быстро покинула место происшествия вместе с техникой: «Чем быстрее передислоцируешься, тем больше шансов у всего расчёта остаться в живых. Так мы делали 24 раза за эти три месяца агрессии».
Как отреагировала общественность
Радости сербов не было предела — на следующий день военные, местные жители и дети из деревни плясали на обломках великого американского самолёта и выкрикивали: «Извините, мы не знали, что он невидимый!». Это, действительно, удивительная история о том, как югославская армия, которая была в несколько раз слабее натовских войск, смогла одолеть «невидимый» и самый передовой самолёт американских ВВС. Обломки до сих пор находятся в белградском музее авиации как память героизму и находчивости югославской армии. Это единственный в истории сбитый в бою F-117, больше никому повторить этот успех не удалось.
Представители НАТО долго не верили в реальность случившегося, ведь вычислить и тем более сбить этот бомбардировщик казалось невозможным. В течение долгого времени США утверждали, что это технический сбой, и самолёт всего лишь разбился в сербских лесах, а югославская армия просто нашла обломки. Правду скрывали не только от обычных жителей США, но и от заказчиков, которые тратили сумасшедшие деньги на покупку Nighthawk. На тот момент стоимость несокрушимой «невидимки» составляла около 50 млн долларов. Только спустя 8 месяцев Пентагон подтвердил, что F-117 был сбит советской ракетой.
Драган Матич назвал миф о несокрушимости F-117 — американской рекламной кампанией, направленной на то, чтобы заработать на союзниках по всему миру: «У него не было высокой скорости полёта, у него не было хорошей защиты и только две бомбы на борту. Ещё один недостаток этой «птицы» — она очень близко подлетала к цели. И только после этого могла нанести свой смертельный удар».