Первоапрельская Нива
Старушка Нива не сдает позиции: в прошлом году у нас была первая встреча с обновленной Ладой 4х4, а теперь я оказался на внутризаводской презентации машины улучшенной комплектации. «Нивоводов» ждут и иной салон, и новый руль меньшего диаметра… А зачем на капоте огромный «карман», как у Subaru с турбонаддувом?
У машины с индексом ВАЗ-21214-046, о которой мы рассказали прошлым летом, улучшений немало: они затронули подвеску, трансмиссию, тормоза. Причем отпускная цена выросла всего на 4600 рублей. Теперь руки дошли и до задач «второго эшелона» — Нива хоть и станет еще на 1200 рублей дороже, зато начиная с первого апреля 2010 года… Уж не специально ли вазовцы выбрали такую дату для запуска в производство Нивы с индексом ВАЗ-21214-047?
Но вроде все без обмана: с конвейера и впрямь сходят улучшенные машины «второй фазы», которые можно отличить по новым наружным зеркалам с массивными корпусами, как у Шеви Нивы. Наконец-то изображение в них не трясется на ходу, но это еще и благодаря доработкам в трансмиссии. Во-первых, более жесткие двухрядные подшипники в раздаточной коробке улучшили соосность валов, что уменьшило люфты и биения и наверняка повысит ходимость. С апреля такие же подшипники получила и раздаточная коробка Шеви Нивы, а модифицированные под них переднюю и заднюю крышки с минимальными доработками можно будет ставить и на старые «раздатки».
Во-вторых, вилки заднего карданного вала отныне развернуты относительно друг друга на 45 градусов — одно это нехитрое инженерное решение снизило неравномерность передачи крутящего момента в два-три раза. Почему этого нельзя было сделать раньше? Оказывается, карданы сызранского завода только сейчас достигли того уровня качества, при котором это дало результат!
Эффект от доработок заметен — привычные «нивовские» вибрации стали умереннее, а их зудящий пик сместился с «городских» 40—60 км/ч в зону больших скоростей. Правда, Chevrolet Niva скоро будет еще лучше — на ней должны появиться долгожданные карданные валы саратовского завода Серп и Молот со ШРУСами (шарнирами равных угловых скоростей) вместо крестовин. Там проблемы пульсации момента нет вовсе! Разработанные вазовцами ШРУСы дают снижение шума на 4 дБ и лишь внешне похожи на полуосевые шарниры — они рассчитаны на работу до 6500 об/мин, а при их «саморазборе» вал не выскочит наружу благодаря специальному страхующему упору. Но когда кардан со ШРУСами появится на «старой» Ниве — вопрос пока открытый.
Заглянем в салон. Наконец-то задние сиденья стали складываться без особых мук по образцу переднеприводных вазиков: сначала подушка, затем спинка. От Калины здесь и «грибки» фиксаторов спинки, и «походные» держатели замков ремней безопасности. А вот скоб крепления системы Isofix пока нет — выяснилось, что по европейским требованиям в комплекте с ними должны быть сигнализаторы непристегнутых ремней, которые сейчас разрабатываются в срочном порядке.
Отсрочка и с обогревом наружных зеркал — на заводе пока никак не могут решить, как «малой кровью» вписать в конвейерное производство пробивку отверстий под проводку в торце двери и передней стойке кузова.
Получается, что впереди «третья фаза»? Именно так: осенью (не раньше октября) Нива сменит индекс на ВАЗ-21214-045. Изменение только одно — новый интерьер с цельными полипропиленовыми дверными панелями. Симпатично!
А еще через год, а то и позже, появится исполнение Люкс. На внутризаводской презентации была показана машина со всеми предлагаемыми улучшениями, которые еще предстоит одобрить или отвергнуть маркетологам. В салоне новая обивка дополнена матерчатыми вставками — это раз. Новый руль меньшего диаметра, что логично при наличии гидроусилителя, — это два. Причем если раньше вазовцы примеряли на Ниву баранку от Калины, что требовало замены вала, то этот руль ставится на нивовскую ступицу без переделок.
Ворсовое покрытие пола вместо резинового, причем отформованное единой деталью, включая кожух трансмиссии, — это три. Может, ворс для «сельской» машины и менее практичен, зато с пластиковой шумоизоляционной основой можно обойтись без разбухающих от влаги матов — вечного источника «болотного» запаха.
На более удобной полке между сиденьями появились невиданные доселе на Ниве кнопки электрических стеклоподъемников, регулировки зеркал и обогрева сидений — это четыре, пять и шесть. На потолке — обещанная консоль с подсветкой, седьмое новшество. Снаружи «люксовые» машины легко будет отличить по «шнивовским» пятнадцатидюймовым легкосплавным колесам (расположенная под капотом запаска останется прежней — шине размерностью 215/75 R15 просто не хватит места) и алюминиевым релингам на крыше: они крепятся к усилителям кузова и выдерживают больше 75 килограммов.
Вентиляционные накладки на задних стойках призваны и улучшать вытяжку при скорости выше 50 км/ч, и снижать шум — раньше пластины за решетками, прозванные в народе «гитарами», вибрировали даже от порывов ветра. А зачем нужен огромный воздухозаборник на капоте, да еще и развернутый в обратную сторону? Оказывается, максимальный поток в этом месте — не встречный, а отраженный от лобового стекла! Его-то и призван засасывать «обратный» зев воздухозаборника — вазовцы обещают, что в движении с ним можно обойтись без вентилятора «печки», гул которого теперь, после всех доработок, раздражает в Ниве еще сильнее.
Итого в Ниве Люкс может быть 11 улучшений. Но окраса «металликом» среди них нет и вряд ли появится, а вдобавок старушка Нива осталась единственной моделью ВАЗа, кузов которой и ныне грунтуют допотопным анафорезным способом!
Зато в будущем году вазовцы обещают доделать новые передние ступицы с двухрядными радиально-упорными подшипниками. Они не только избавили бы «нивоводов» от постоянных забот с регулировкой — вкупе со «шнивовским» карданным валом со ШРУСами, не требующими шприцевания, это позволило бы увеличить межсервисный интервал до 15 тысяч километров.
Двигатель, обещают, это выдержит. Кстати, вазовцы уверены, что без ущерба для ресурса за счет облегченной поршневой группы и доработки систем впуска и выпуска из ветерана можно выжать еще 10—12 л.с. Другого мотора Нива не увидит, зато со следующего года он получит новый дроссельный узел, контроллер и электронную педаль газа Bosch, датчики включения тормоза и выключения сцепления и более эффективный нейтрализатор. Знали бы итальянцы в далекие 60-е годы, что их мотор доживет до адаптации к нормам токсичности Евро-5!
А ведь о том, чтобы снять матушку Ниву с производства, речь не идет. Спрос на нее не то что не падает — с появлением модернизированных машин продажи пошли вверх: с 2078 машин в августе до 3161 машины в декабре. И то, что «фазы Нивы» пусть и поздно, но приближают ее к современным требованиям по шумности, вибронагруженности, комфорту и надежности — это здорово. Уж лучше поздно…
Scriptio: Илья Хлебушкин.