Новости

ГАИ Москвы оказалась бессильна против VIP-водителей

Фото Мотор.ру

ГАИ Москвы оказалась не в силах привлечь к ответственности водителей VIP-автомобилей, грубые нарушения которых были зафиксированы на фото и видео другими участниками движения. «Синие ведерки» собрали более тысячи фактов таких нарушений, однако в ГАИ признались, что просто не могут установить личности нарушителей. Экс-инспектор рассказал, почему гаишники не наказывают ведомственных шоферов.

За шесть месяцев текущего года активисты общества «синих ведерок» (ОСВ) направили в ГАИ Москвы около 150 обращений, в которых указывалось на более чем тысячу фактов нарушений ПДД представительскими автомобилями с VIP-номерами. Все эти материалы были подкреплены фотографиями и видеозаписями нарушений и свидетельскими показаниями очевидцев.

Как рассказал «Газете.Ru» представитель ОСВ Данила Линдэле, с конца января он практически ежедневно направляет в ГАИ по три-четыре таких заявления. Рекорд — за день «ведерки» собрали и отослали в ведомство 250 фактов нарушений ПДД. В каждом обращении, для составления которых привлекались профессиональные юристы, активисты указывали дату, время и место события, а также сообщали данные свидетеля, ссылку, где лежат фото- и видеоматериалы с записью нарушения, и аппаратуры, с помощью которой эта запись была сделана. Весь материал направлялся через интернет-приемную ГАИ. «Как правило, через неделю перезванивали из какого-либо батальона и приглашали приехать и написать объяснение по факту нашего обращения, — рассказывает активист Линдэле. — Ездили к ним практически ежедневно, в том числе с очевидцами нарушения».

В некоторых жалобах активисты сообщали о чиновничьих автомобилях, оборудованных мигалкой, которые нарушали ПДД, не включая спецсигналов. Однако большая часть обращений касалась автомобилей, на которых установлены так называемые блатные номера.

Среди них распространена серия «ере177», с которой ездят в основном депутаты Госдумы. По данным ОСВ, она расшифровывается как «Единая Россия едет». Кроме того, это серии, оканчивающиеся на «мр» (милицейские), а также «екх», «амн», «омр», «акр», «аоо», «моо». «Это люди, которые либо находятся во власти, либо приближенные к ней», — поясняет координатор ОСВ Петр Шкуматов.

Однако ни один из таких нарушителей не был привлечен к административной ответственности, утверждает Линдэле. В своих ответах инспекторы признают, что установить личности водителей, управлявших указанными машинами, а также решить вопрос о привлечении их к административной ответственности не представляется возможным. Официально в ГАИ Москвы «Газете.Ru» пообещали разобраться с ситуацией, но предположили, что некоторые результаты расследований «ведеркам» просто не предоставляются.

Однако бывший сотрудник управления ГАИ Москвы Вадим Смирнов рассказал «Газете.Ru», что в случае с vip-сериями инспекторы не наказывают нарушителя, а просто пишут рапорт в то ведомство, за которым закреплен автомобиль.

«Мы писали рапорт на нарушителя, затем наше руководство эти рапорты отправляло в те госструктуры, за которыми числится автомобиль, — рассказывает экс-инспектор. — Те уже внутри своего ведомства как-то разбирались. На эти рапорты, как правило, никто не отвечал». По его словам, сотрудники ДПС стараются лишний раз не связываться с «блатными» автомобилями. «Сейчас ребята в одном из батальонов официально оформили протокол на сотрудника УСБ (Управление собственной безопасности. — «Газета.Ru») за грубое нарушение, — продолжает Вадим Смирнов. — После этого приехали его коллеги и сказали, что за этим батальоном они начали охоту». Такие конфликты между инспекторами и силовиками происходят регулярно. «Когда я еще работал, то как-то ночью задержали фэсэошника за грубое нарушение, он еще ездил без прав, — говорит экс-гаишник. — Он попросил не оформлять его и позвонил руководству. Мы поговорили по телефону с его начальником-подполковником, он попросил отпустить его подчиненного, а сам на нас утром жалобу написал, потом были проблемы».

«В личных беседах с нами гаишники признаются, что ничего из наших обращений не выйдет, — добавляет Линдэле. — По их словам, пытаются что-то сделать, но посылают запрос, кто находился в автомобиле, а им отвечают, что это не их дело, и просят не лезть куда не просят».

Согласно КоАП, привлечь водителя к ответственности с помощью цифровых носителей можно в том случае, если нарушение было зафиксировано «работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи, — наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей».

Исходя из этого, наказать нарушителя только на основании любительской съемки нельзя, однако это повод для ГАИ начать проверку и разыскать виновника, поясняет председатель Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин. «Это заявление о факте нарушения, которое подлежит проверке в общем порядке, ГАИ в такой ситуации должна найти того, кто был за рулем, — объясняет эксперт. — Это не так сложно установить, тем более если автомобиль числится за госструктурой, где есть закрепленный водитель и путевые листы. Но гаишники находят легкий повод, чтобы не иметь лишней головной боли».

Scriptio: Евгений Шипилов.