Новости

Новые споры об ОСАГО: золотой середины пока нет

Эксперты пока так и не смогли договориться о средней стоимости запчастей и нормо-часов.

Стоимость запчастей для разбитых в ДТП авто станет единой по всей стране уже к середине этого года. 12 февраля в Российском союзе автостраховщиков (РСА) обсуждали Методику создания справочников запчастей и нормо-часов для расчета ущерба при ДТП. Страховщики заинтересованы цены в справочниках занизить, а Ассоциация по защите прав автострахователей — сделать их среднерыночными.

Появления такого документа как Единая методика расчета ущерба при ДТП ждали десять лет. Катастрофическое число разбирательств, которыми в прошлом году были завалены суды, стало той самой последней каплей, после чего дело сдвинулось с мертвой точки. Для приведения системы расчета ущерба к одному всероссийскому стандарту нужна единая методика, создание которой взял на себя Российский союз страховщиков (РСА). В Экспертный совет РСА вошли Центробанк, страховщики, Ассоциация по защите прав автострахователей, независимые экспертные организации.

Единая методика расчета ущерба состоит из двух частей. Первая уже создана, ее осталось утвердить в Центробанке. Касается она исключительно правил проведения технической экспертизы: как осматривать разбитое авто и правильно фиксировать повреждения. С разработкой этой части документа проблем не возникло.

Вторая часть — это утверждение средней стоимости запчастей и нормо-часов для расчета ущерба при ДТП. Некоторые предложения разногласий не вызвали. Скажем, разделить ценовой справочник на 12 экономических зон, собрать воедино цены по всем деталям и всем маркам авто, порядка 70-80 млн наименований. Обновлять цены в справочнике раз в полгода. Для удобства пользования создать их в электроном виде, а не в бумажном. Базу сделать доступной для простых смертных автовладельцев, чтобы каждый по номерам запчастей мог проверить калькуляцию, правильно ли ему насчитали эксперты. Основная дискуссия развернулась вокруг средней стоимости запчастей и нормо-часов. Страховщики фактически толкают владельцев «железных коней» ремонтировать свои разбитые авто в гараж к дяде Васе, а за «среднюю» цену приобретать неоригинальные, дешевые детали.

По нормо-часам представители страхового бизнеса предложили брать за основу цены, прописанные в договорах между страховщиками и автосервисами, попросту говоря «оптовые» расценки, по которым машину «с улицы» никто не ремонтирует. Что касается запчастей, от страховщиков поступило предложение за основу брать цены на неоригинальные сертифицированные детали. Если вспомнить еще и про износ, который учитывается при подсчетах, то пострадавший на руки будет получать копейки, впрочем, как и сейчас. Ассоциация по защите прав автострахователей предложила рассчитывать среднюю стоимость исключительно оригинальных запчастей, рекомендованную поставщиками материалов.

«На сегодняшний день существует пять вариантов методик, по которым считают сумму ущерба; эксперты страховщиков значительно занижают суммы, а эксперты, сотрудничающие с автоюристами, наоборот, завышают», — рассказал глава Ассоциации по защите прав автострахователей Максим Ханжин.

По данным Ассоциации по защите прав автострахователей сейчас потерпевшие в ДТП получают от страховой лишь 30, максимум 50% от реальной суммы ущерба.

«Чтобы снизить до минимума разногласия между страховщиками и страхователями, необходимо сделать ценовые справочники единые на всю страну, — уверен Ханжин, — для этого надо собрать данные у официальных поставщиков и рассматривать только цены на оригинальные запчасти. Основой для расчета нормо-часов должна стать средняя цена в сертифицированных автосервисах данного региона, причем без учета оптовых скидок. Если же будут утверждены предложения представителей страхового бизнеса, то, к сожалению, плачевная ситуация, которая есть на сегодняшний день, не только не изменится, она будет еще и узаконена».