Подержанные иномарки могут серьезно подорожать уже осенью
Комитет Госдумы по промышленности одобрил поправки к законодательству, предполагающие введение утилизационного сбора. Платить придется всем импортерам машин иностранной сборки. Так, за новый легковой автомобиль сбор составит 25-40 тысяч рублей. Введение сбора запланировано на осень.
Как рассказал «Коммерсанту» зампред комитета Госдумы по промышленности Владимир Гутенев, поправки к федеральному закону «Об отходах производства и потребления» и другим законодательным актам будут рассмотрены комитетом по природным ресурсам, который является непосредственно ответственным за него, 19 июня. Далее законопроект поступит на рассмотрение в первом чтении. Чиновник предполагает, что поправки будут приняты до конца июня. При этом ставки и механизм утилизационного сбора будут утверждаться правительством.
Когда законопроект и все его составляющие будут утверждены и приняты, платить сбор придется всем импортерам автомобилей иностранной сборки. «Все импортеры автомобилей, вне зависимости о того, какой товаропроводящей сетью они располагают, в любом случае должны будут уплачивать Федеральной таможенной службе утилизационный сбор», — прокомментировала депутат Альфия Когогина, которая внесла проект в Госдуму. При этом по ее словам, для новых автомобилей этот сбор будет ниже, чем действующие сейчас пошлины.
Согласно расчетам Минпромторга и Минэкономики, сбор для новых автомобилей составит примерно 25-40 тысяч рублей. Точная сумма будет зависеть от объема двигателя. За ввоз грузовых автомобилей придется платить сбор в размере 150-400 тысяч рублей в зависимости от тоннажа. При ввозе подержанных автомобилей будут действовать повышающие коэффициенты. Ранее Минпромторг предлагал платить за ввоз подержанных легковушек 40-600 тысяч рублей, подержанных среднетоннажных грузовиков — до 700 тысяч рублей, тягачей — до 900 тысяч рублей, тяжелых грузовиков — до 1,5 млн рублей.
Источники в профильных ведомствах и отрасли подтвердили изданию, что сбор придется платить всем импортерам. «Сначала в проектах документов действительно говорилось, что дистрибуторы, располагающие широкой товаропроводящей сетью, могут быть освобождены от уплаты, но затем было решено не использовать этот критерий, поскольку он снижает эффективность сбора как механизма защиты внутренних производителей»,- прокомментировал собеседник издания.
Платить будут также те компании, которые организовали локальную сборку автомобилей в России. Но сбором облагаться будут только ввозимые машины. Те, что производятся локально, подпадают под гарантийные обязательства утилизации. «По всем импортируемым моделям придется в любом случае оплачивать сбор, наличие завода в России от этого не освобождает», — уточнили изданию.
Дилеры считают, что введение сбора не сильно ударит по ним. Президент ГК «Фаворит Моторс» Владимир Попов отметил, что почти все бюджетные иномарки уже производятся в РФ, а увеличение цены дорогих машин и комплектаций на 40 тысяч рублей по карману их покупателей сильно не ударит. Пострадают, в первую очередь, китайские бренды, ввозящие в Россию дешевые машины.
Михаил Пак из «Атона» отмечает, что сбор ударит также по рынку подержанных импортных автомобилей. По его словам, многие импортеры рассчитывали на снижение пошлин при вступлении в ВТО, однако с введением утилизационного сбора, подержанные иномарки могут подорожать раньше, чем пошлины снизятся. На рынок новых автомобилей утилизационный сбор серьезного влияния не окажет. Больше всего выиграют те компании, которые локализовали сборку также дорогих комплектаций своих моделей.
Еще один сегмент, который может пострадать, — рынок грузовой техники. «Учитывая, что это коммерческий транспорт, подорожание даже в среднем на 200 тысяч рублей может заставить многих мелких и средних перевозчиков переориентироваться на технику, произведенную в России», — прокомментировал Пак.
Введение сбора запланировано на осень, рассказала Когогина. Отсрочка (раньше предполагалось, что сбор начнет действовать с 1 августа) связана с «согласованиями, которые ведутся с остальными участниками Таможенного союза». Также пока неизвестна реакция членов ВТО на новые меры защиты отечественного автопрома в России.