Как выглядели советские дороги в 1930-х годах и первый пробег на аэросанях
Троллейбус. Ленинградское шоссе, Москва, 1930-е годы. Первый троллейбус был запущен в столице в ноябре 1933 года, он проходил от Тверской заставы (Белорусская) до села Всехсвятское (Сокол). К 1934 году в городе было организовано уже две линии, по которым курсировали 36 машин, годом позже появился ещё один маршрут, а количество единиц техники начало стремительно увеличиваться. Сегодня, к сожалению горожан, эта глава московского общественного транспорта окончательно стала историей: в 2020 году Дептранс принял решение отказаться от троллейбусов в пользу электробусов.
© rusneb.ru
Омск. У станции автобусного сообщения, 1930-е годы. Кстати, первые автобусы в этом городе не имели номеров маршрутов, а горожане различали их по цветам кузова. Первый маршрут в Омске был организован в 1924 году, а за проезд платить нужно было по 5 копеек на каждой остановке. Так что особой популярностью этот вид транспорта не пользовался, да и вместить в себя он мог не более 18 пассажиров. Но в 1930-х годах население Омска стремительно увеличивалось, и появлялась всё большая потребность в развитии общественного транспорта. В городе появились комфортные по меркам того времени машины АМО, которые собирали в Москве, а тарифы изменились с 5 копеек на каждой остановке до 5 копеек за весь путь.
© rusneb.ru
Коммунальное строительство. Утрамбовка шоссейной дороги под Москвой, 1930-е годы. Технически процесс строительства дорог в 30-е годы прошлого века и в 2022-ом практически не изменился: нужно уложить так называемый дорожный пирог, состоящий из нескольких слоёв тщательно утрамбованных щебня и песка, после чего можно уложить асфальт. Разве что современные катки стали заметно компактнее и изящнее на вид.
© rusneb.ru
Шоссе между Самаркандом и Пенджекентом, 1935 год. Трасса, соединяющая города в Узбекистане и Таджикистане в довоенные годы, гордо именовалась шоссе, хотя на самом деле на тот момент она представляла собой укатанный грейдер. Кстати, именно в 1930-е годы в СССР велось активное дорожное строительство: в ряде регионов новые дороги готовились специально к началу пробега на советских машинах через пустыню Кара-Кум.
© rusneb.ru
Рабочие мостят и укатывают шоссе в Таджикистане (г. Сталинбад), 1930-е годы. В то время в Таджикистане практически отсутствовали дороги и, как следствие, автомобильное сообщение. В итоге многие населённые пункты попросту были отрезаны от всего в течение нескольких зимних месяцев, а первые новости, запас продуктов и медикаментов, могли получить только после сходя снега и появления возможности сплавиться по мелким илистым рекам. Помимо этого, отсутствие транспортной инфраструктуры в течение многих лет вынуждало крестьян пользоваться исключительно ручными инструментами для выращивания, сборки и перевозки хлопка.
© rusneb.ru
Таджикская ССР. Новые дороги, 1932 год. По сути, самих автодорог на территории страны практически не было. Редкие транспортные артерии были сделаны вручную: несколько человек тщательно подгоняли друг к другу камни, а следовавший за ними каток трамбовал покрытие. Как следствие, отличались такие шоссе повышенной тряскостью и не самым большим комфортом передвижения. Таким образом, появление даже каменных дорог не стало толчком к появлению в Таджикистане автомобилей, а в ряде сёл первый автомобиль увидели только во время знаменитого пробега через Каракумскую пустыню.
Больше открыток в коллекции Quto на портале НЭБ.
© rusneb.ru
Армянская ССР. Дилижанская дорога, 1953 год. Эта трасса расположена у одного из красивейших высокогорных городов Армении — Дилижана. Он расположен в долине горной реки, со всех сторон окружён лесами и известен своими минеральными источниками и Национальным парком. Сам город расположен на месте пересечения дорог, соединяющих несколько регионов Армении, а добраться до него можно по живописной дороге через одноимённый перевал.
© rusneb.ru
Аэросанный пробег Ленинград — Москва, 1931 год. В феврале 1931 года Центральный совет Автодора организовал аэросанный пробег, который должен был выявить все достоинства и недостатки конструкции советской техники, разработанной в НАМИ и ЦАГИ. Пробег проходил по маршруту Ленинград (сегодня Санкт-Петербург) — Новгород — Вышний Волочек — Тверь — Москва.
© rusneb.ru
Аэросанный пробег. Колонна аэросаней едет по улицам Ленинграда, 1931 год. В движение аэросани приводили отечественные двигатели «Люцифер» и «Сименс» мощностью 120 лошадиных сил, а также 110-сильные M11. На первых же испытаниях техника смогла разогнаться до 110 км/ч, а также продемонстрировала прекрасную устойчивость и управляемость. Каждый экипаж был укомплектован командой из опытных водителей и механиков, а всего в пробеге участвовало 32 человека.
© rusneb.ru
Аэросанный пробег. Полным ходом на Москву, 1931 год. Из-за сильного мороза, достигающего 30 градусов, не получилось организовать долгие проводы, так что через 20 минут колонна стартовала. И сразу же начались проблемы: у одних саней обнаружились технические проблемы, из-за чего в путь они отправились на несколько часов позже (но так и не финишировали из-за проблем с двигателем), у других сгорел цилиндр за 41 км до Новгорода, ещё две машины встали в лесах из-за отсутствия бензина. Так что без происшествий закончить первый день смогли только три единицы техники.
© rusneb.ru
Аэросанный пробег Ленинград — Москва. На привале, 1931 год. Уже в Вышнем Волочке стало известно, что из пробега выбыли ещё одни сани, так что в пятому дню пробега в строю осталось только пять машин. На шестой день оставшаяся техника благополучно прибыла в Москву. Правда, стоит уточнить, что два дня участникам колонны потребовалось для отдыха и ремонта аэросаней. По результатам поездки стало понятно, что у этого вида транспортных средств большое будущее, которое, однако, до сегодняшнего дня так и не наступило.
© rusneb.ru