Музей Советского автопрома: легенды и раритеты
Музею советского автопрома в Иваново скоро исполнится десять лет – он открылся в декабре 2014 года на территории бывшего Ивановского авторемонтного завода. Завод являлся одним из главных партнёров ГАЗа, но с 1980-х годов заказов становилось все меньше и меньше. В 1992 году на базе авторемонтного завода была создана группа компаний «Риат», и у предприятия началась новая жизнь, связанная с сельхозпродукцией и уже не связанная с автомобилями.
© Светлана Парфенова
Руководство «Риат» приняло решение о создании Музея Советского автопрома летом 2014 года. Все автомобили, представленные в музее, были отреставрированы в мастерских бывшего Ивановского Авторемзавода.
© Светлана Парфенова
На входе посетителей встречают Жигули: «копейка» ВАЗ-2101.
© Светлана Парфенова
«Двойка» ВАЗ-2102.
© Светлана Парфенова
И ВАЗ-21033 - «тройка» с двигателем ВАЗ-21011 объёмом 1,3 л. мощностью 69 л. с.
© Светлана Парфенова
Ну а дальше начинается самое интересное. ГАЗ-67Б - советский военный полноприводный автомобиль с открытым кузовом и вырезами вместо дверей. Выпускался в 1943-1953 годах.
© Светлана Парфенова
ЗИМ (ГАЗ-12) выпускался в 1948-1960 годах и стал первой представительской моделью Горьковского автозавода.
© Светлана Парфенова
Автомобиль использовался в такси и в качестве служебного автомобиля для партийных и правительственных сотрудников, но не первых лиц.
© Светлана Парфенова
А это ГАЗ-31013 – знаменитая горьковская «догонялка» с двигателем объемом 5,5 л. мощностью 200 л.с. Максимальная скорость такой «Волги» составляет 160 км/ч.
© Светлана Парфенова
Модель ГАЗ-13 «Чайка» пришла на смену ГАЗ-12 и выпускалась в 1959-1981 годах. Этот автомобиль предназначался для руководителей высшего звена, дипломатов и иностранных граждан.
© Светлана Парфенова
ГАЗ-22-М – «Волга» с кузовом универсал, производилась с 1962 по 1970 год. Автомобиль использовался как такси для перевозки пассажиров с негабаритным грузом, как карета скорой помощи и пр.
© Светлана Парфенова
ГАЗ-13С – просто редчайший автомобиль. «Чайка» в кузове универсал была выпущена в количестве не более двадцати штук и получила название «Чёрный доктор». Это была специальная медицинская машина для первых лиц государства.
© Светлана Парфенова
ГАЗ-69А – автомобиль повышенной проходимости с четырёхдверным пятиместным кузовом. Чаще всего использовался, как командирский. Сзади здесь комфортабельное трёхместное сиденье.
© Светлана Парфенова
Модель ГАЗ-13 «Чайка» собиралась вручную. С 1977 по 1988 год было изготовлено всего 1114 штук таких машин.
© Светлана Парфенова
Еще один редчайший автомобиль – ГАЗ-3105 «Волга». Большой седан длиной 5050 мм получил постоянный полный привод и принудительно блокируемый с помощью пневмопривода межосевой дифференциал, оригинальную переднюю подвеску типа McPherson и реечное рулевое управление, а также независимую заднюю подвеску с амортизаторными стойками. Было собрано всего 55 штук ГАЗ-3105.
© Светлана Парфенова
Лимузин ЗИЛ-41047 стал последним рестайлингом поколения ЗиЛ-114.
© Светлана Парфенова
Автомобиль выпускался в 1985-2002 годах.
© Светлана Парфенова
ГАЗ-ММ - среднетоннажный грузовой автомобиль ГАЗ, выпускавшийся в 1938-1949 годах, представлял собой модернизированный вариант полуторки ГАЗ-АА с более мощным двигателем (50 л. с.), обновлённой подвеской и усовершенствованным рулевым управлением.
© Светлана Парфенова
ГАЗ-АА, получивший прозвище «полуторка», выпускался в 1932-1938 годах. Автомобиль оснащался двигателем мощностью 40 л.с. Прообразом для создания модели послужил американский Ford Model AA.
© Светлана Парфенова
ЗИС-110 — автомобиль высшего и представительского класса, производившийся на Заводе имени Сталина в 1945-1961 годах. Пришел на смену модели ЗИС-101.
© Светлана Парфенова
Было выпущено 14222 кабриолетов ГАЗ М-20 «Победа». Сейчас это очень редкий автомобиль.
© Светлана Парфенова
ГАЗ М-20 «Победа» в кузове кабриолет, вид сзади.
© Светлана Парфенова
На фото ГАЗ-М-21 «Волга». Двадцать первая модель изначально обозначалась заводским индексом М-21, а ГАЗ-21 стала называться с 1965 года.
© Светлана Парфенова
ГАЗ-21И «Волга» - базовый седан модели 1958 года.
© Светлана Парфенова
ГАЗ-21Р «Волга» - базовый седан модели 1965 года.
© Светлана Парфенова
ГАЗ М-72 «Победа» - уникальный советский полноприводный автомобиль. С 1955 по 1958 год было выпущено 4677 экземпляров этой модели.
© Светлана Парфенова
Экспозиция музея объединяет машины из частных коллекций, выпущенные в СССР в период с 1943 по 1990-е годы.
© Светлана Парфенова
Периодически экспозиция меняется: часть автомобилей увозят на хранение, а их место занимают другие коллекционные экземпляры.
© Светлана Парфенова
Музей Советского автопрома работает с четверга по воскресенье с 12:00 до 18:00. Экспозицию можно изучить как самостоятельно, так и с экскурсоводом.
© Светлана Парфенова