Посмотрите, как советская ГАИ патрулировало дороги 40 лет назад
В начале 1980-х годов вся дорожная безопасность лежала на плечах сотрудников ГАИ, а перечень их обязанностей был достаточно широким: в него входили патрулирование дорог, выявление и привлечение к ответственности нарушителей ПДД, регулировка движения, обозначение опасных участков трасс (например, на месте происшествия или стихийного бедствия), в том числе при помощи «одного своего пребывания» на наиболее напряжённых участках маршрута.
© rusneb.ru
Автопарк ГАИ включал в себя автомобили, мотоциклы и даже вертолёты. Но самым эффективным и распространённым способом являлось всё же патрулирование на машинах.
Более подробно вы можете ознакомиться с особенностями несения патрульной службы на сайте Национальной электронной библиотеки.
© rusneb.ru
Кроме того, в то время было достаточно распространено пешее патрулирование, которое чаще практиковалось в городах — в некоторых местах до сих пор сохранились небольшие будки на перекрёстках. На трассах же надзор осуществлялся на стационарных постах.
© rusneb.ru
Как правило, во время надзора в автомобиле находился один патрульный. Исключение составляли лишь патрулирование по ночам на загородных шоссе, либо на вертолёте.
Ответственным в этом случае становился старший экипажа — его определял проводящий утренний инструктаж и расстановку инспектор.
© rusneb.ru
Как говорится в издании, «наблюдение за движением состоит в обзоре и оценке дорожного движения в зоне патрулирования с точки зрения его соответствия установленным правилам и дорожным условиям, а также в сборе сведений относительно целесообразности и эффективности существующей организации движения и использования технических средств регулирования».
© rusneb.ru
К слову, одним из наиболее распространённых в стране нарушений уже в то время было превышение скорости. А вместо дорожных камер, рассылающих «письма счастья», на дорогах стояли гаишники с ручными радарами, которые в народе получили название «фены».
© rusneb.ru
Согласно должностной инструкции 1982 года, вмешательство при правонарушениях состоит в «неотложном и обязательном реагировании на действия участников дорожного движения для предотвращения происшествий, пресечения правонарушений, применения установленных мер воздействия к нарушителям, а также принятии необходимых мер к оформлению материалов по происшествиям и к розыску водителей, скрывшихся с места ДТП».
© rusneb.ru
Если надзор вёлся открытым способом, то автомобиль должен был быть хорошо заметен всем водителям, а устраивать «засады» было запрещено. Периодически можно было перемещаться в аварийно-опасные места.
Инспекторам разрешалось ехать в потоке, обгонять машины и ехать впереди всех в отрыве или, наоборот, замедляясь. В последнем случае таким образом гаишники «предупреждали превышение скорости в опасных местах».
© rusneb.ru
Сегодня на российских дорогах активно начали появляться скрытые патрули. Кстати, это совсем не нововведение, подобным способом в ГАИ пользовались ещё в советское время.
В ряде случаев выявлять злостных нарушителей было удобнее при помощи скрытого контроля. Он осуществлялся на машинах без опознавательных знаков, но оснащённых необходимым оборудованием: радиостанцией, ручным радаром, громкоговорителем. Сами полицейские были в гражданской одежде и, при необходимости, связывались с ближайшим нарядом.
© rusneb.ru
Нередко инспекторы из открытых и скрытых патрулей объединялись для осуществления смешанного контроля. Порядок их движения зависел от поставленных целей. Так, если нужно было выявить автомобилистов, которые не уступают дорогу спецтранспорту, первой ехала машина в специально окрасе и со спецсигналом, в других случаях первым мог ехать патрульный без опознавательных знаков.
© rusneb.ru
В первую очередь гаишники должны были ловить пьяных водителей или употребивших наркотики, нарушивших правила обгона или проезда перекрёстков, проехавших на красный свет или превысивших скорость. Также особо опасными нарушениями считались нарушение правил маневрирования, рядности движения и перевозки людей.
© rusneb.ru
А вот бесцельная остановка и проверка транспортных средств категорически запрещалась.
Более подробно вы можете ознакомиться с диафильмом, сделанном по заказу ГУ ГАИ МВД СССР в 1982 году, на сайте Национальной электронной библиотеки.
© rusneb.ru
Отдельное внимание в 1982 году уделялось поведению на дороге пешеходов. Если сегодня они не стесняются перебегать даже скоростные магистрали вроде МКАД или Кутузовского проспекта, то в советское время их привлекали к ответственности не только за переход дороги в неположенном месте или запрещающий сигнал светофора, но и перед близко идущим транспортом.
© rusneb.ru
Наказать могли и гуляющих по проезжей части людей, если рядом есть тротуар или обочина. С детьми, если они играли на дороге или в непосредственной близости от неё, проводилась разъяснительная работа.
© rusneb.ru