Ротор-шоу: знакомимся с уникальными Mazda на выставке «Автокультура»
Ажурный стремительный дизайн, скромные размеры, масса менее тонны и очень компактный, «игрушечный» двухсекционный мотор объёмом 982 куб. см — таково купе Cosmo первого поколения. Выпущено всего-навсего 1176 штук!
© Светлана Парфенова
Машины первой итерации (Series I) производились с мая 1967 по июль 1968 года. Коробка передач четырёхступенчатая механическая. Спереди дисковые тормозные механизмы, сзади — барабанные.
© Светлана Парфенова
Series II сходила с конвейера до сентября 1972 года. Среди особенностей — пятиступенчатая «механика», увеличенная с 2200 до 2350 мм колесная база и форсированный до 128 л.с. двигатель.
© Светлана Парфенова
RX-5 — экспортное имя Mazda Cosmo второй итерации (1975–1981 г.в.) в форм-факторе изящного фастбека и трехобъёмного купе а-ля американские «персональные» двухдверки той эпохи. Особой популярностью «рыкса» не пользовалась, поэтому после модернизации 1979 года (Series II) продавалась только на внутрияпонском рынке. Моторы двухсекционные объёмом 1,1 и 1,3 литра.
© Светлана Парфенова
Cosmo третьего поколения (1981–1989 г.в.) в JDM-спецификации. На фотографии футуристическое купе с модными в те времена подъемными фарами, но также был и седан. РПД — 1,1-литровый в безнаддувном и турбокомпрессорном варианте или атмосферник объёмом 1,3 литра. С точки зрения динамики наиболее интересно купе «турбо-Космо»: на момент появления оно считалось самым быстрым автомобилем в Японии.
© Светлана Парфенова
В семидесятые «Мазда» старалась предложить роторно-поршневые двигатели на максимально широкой номенклатуре моделей. Одной из первых стала маленькая Familia Rotary (купе за пределами Японии — это Mazda R100). На внутреннем рынке 982-кубовый агрегат давал очевидные преимущества с точки зрения налогообложения. При этом владельцы не чувствовали себя обладателями дешевого ширпотреба.
© Светлана Парфенова
Familia Rotary/R100 отличалась от модификаций с привычным ДВС другим оформлением передней части кузова, круглыми задними фонарями (фишка олдскульных Mazda тех времен) и более богатым оснащением.
© Светлана Парфенова
Знакомьтесь, уникальная Luce R130 1969–1972 г.в. Дизайном занимался легендарный итальянский художник Джорджетто Джуджаро. Мотор — 126-сильный 13A, но привод не задний, как у других Mazda на изображениях, а передний. Luce R130 — машина по-настоящему редкая, а потому является коллекционной ценностью. Выпущено 976 экземпляров.
© Светлана Парфенова
Mazda Capella первого поколения (1970–1978 г.в.) оснащалась поршневыми моторами, а в качестве деликатеса предлагали Capella Rotary с 1,1-литровым двигателем Ванкеля мощностью около 130 л.с. Экспортный вариант носил имя RX-2. На фотографии как раз такой редкий зверь.
© Светлана Парфенова
Третья «рыкса» — не наследница RX-2, а её параллельно выпускавшаяся младшая сестра из семейства Grand Familia (1971–1978 г.в.). Роторная модификация в Японии называлась Savanna, а в других странах — RX-3. Под капотом двухсекционный РПД объемом 982 «кубика» или 1,1 литра у американской спецификации.
© Светлана Парфенова
Элегантное купе с явным влиянием американского дизайна — современница RX-2 и RX-3. Это ответвление более крупной линейки Luce второго поколения (1972–1979 г.в.). На исторической родине модель продавалась как Luce Rotary с кузовами двухдверный хардтоп, седан и универсал. В мире её знают как RX-4.
© Светлана Парфенова
О том, что перед нами экспортное исполнение в первую очередь говорит расположение руля слева. Сначала устанавливался «ротор» объёмом 1,2 литра (120–130 л.с.), который позже передал эстафету 1,3-литровому (125–135 л.с.).
© Светлана Парфенова
«Четвёрка» после рестайлинга 1975 года.
© Светлана Парфенова
RX-7 – пожалуй, самая легендарная, прославленная и желанная роторная Mazda. Семейство изначально задумывалось бескомпромиссным с точки зрения двигателя — только РПД! Первое поколение (1978–1985 г.в., в Японии — Savanna RX-7) комплектовалось двухсекционными объёмом 1,1 литра (с наддувом и без него, мощность — до 165 л.с.) или 1,3-литровым атмосферником 13B-RESI. Всего построено 471 018 штук.
© Светлана Парфенова
В «рыксе» второго поколения (1985–1992 г.в., произведено 272 027 машин, в Японии — Savanna RX-7) при желании можно рассмотреть черты Porsche тех лет, хотя спорткар самобытен. В особенности, в том, что касается силовой установки — у него 1,3-литровый безнаддувный или турбокомпрессорный «ротор» (до 215 л.с.).
© Светлана Парфенова
Третья RX-7 (1992–2002 г.в., 68 589 штук) — вершина роторной эволюции и определенно один из красивейших спорткаров Страны восходящего солнца. Мотор 13B-REW комплектовался двумя турбонагнетателями и выдавал до 280 л.с. Впрочем, машина сильна не только динамикой, но и отличной управляемостью.
© Светлана Парфенова
RX-8 — последняя серийная Mazda с РПД. Увы, с наддувом эта модель никогда не предлагалась.
© Светлана Парфенова